Ноги индусы считали чем-то грязным, но если младший по статусу или по возрасту намывал ноги вышестоящему, склонившись пред ним на колени, то это считалось не столько оскорблением, сколько проявлением уважения и почитания, делом достойным.
Муж не мог касаться ступней своей жены. А жене могла мыть ноги супругу. Ибо мужчина выше женщины. Ибо супруг для её женщины подобен богу, а служение мужу для женщины – лучшее из богослужений.
Милые дамы, не торопитесь гневаться, ибо при всём при этом мужчины индийские не считались самыми высшими существами вселенной: мужчинам надлежало прислуживать богу/богам и совершать аскезы, более сложные и жестокие, чем женщинам. И если с мужьями было как кому повезёт, то бог/боги с мужчин спросят строго и без каких-либо поблажек. К мужу можно было приласкаться, а вот бог/боги раздавали награды и наказания ровно по заслугам. Тем более, что в следующую жизнь можно было попасть женою к другому мужчине или даже родиться мужчиной, а вот душе сбежать от строгого взора бога/богов невозможно: по карме вполне могло и в новых жизнях прилететь.
А ещё мужчинам и женщинам надлежало касаться стоп родителей и более старших родственников. Они могли касаться стоп старших родственников, наклонившись, перед дорогой или по возвращению домой после поездки и каких-то дел, прося благословить для благополучного свершения каких-то дел. Могли и умыть ноги старшим по возрасту, помассировать. А старшие обычно касались их головы, даря свои благословения.
Старшая женщина семьи ещё приветствовала вернувшихся и провожала уходящих со священным подносом, а те, в свою очередь, касались её стоп рукой.
Также ноги могли омывать царям. Ну тут вроде понятно, власть же.
К ногам царя или воина падали или прикасались, моля о защите или совершении справедливости.
К ногам святого, монаха, йога, мудреца опускались на колени или касались, моля о мудром совете.
И ещё ученики касались стоп своего учителя или даже омывали их, опускаясь перед ним на колени. За свою скромность и уважение ученики могли получить благословение от своего учителя или раскрытие какого-то важного знания.
При этом, ученики могли касаться ног жены/жён своего наставника подобно тому, как они бы касались ног собственных матерей. Или они могли касаться ног жен/жён учителя, равной с ними касты, а из более низкой касты – приветствовали только вставанием и поклоном.
Пример из экранизации индийской классики, древнего эпоса «Махабхарата» (экранизация 2013-2014): наследник династии Куру Дурьодхана вынудил сводных братьев, пятерых Пандавов, вымыть ноги его другу Карне, которому подарил небольшое царство. Пандавы такого унижения не забыли, ибо Карна не был царевичем, вырос в семье слуг, был из касты шудр. Но к концу сериала Карна погибает на поле битвы, и мать Пандавов, Кунти, бежит к нему, рыдая, кладёт его голову себе на колени, ласкает его лицо и волосы.
И одному из Пандавов потрясенных на упрёк объясняет, что вообще-то Карна – её внебрачный сын, её первенец и, следовательно, их старший брат. И что он поклялся перед битвой, что будет драться только с Арджуной, подобно ему любившим стрельбу из лука и прослывшим великим лучником, так что из шести её сыновей на войне умрёт лишь один. И в итоге умер сам Карна, подставившись под стрелу Арджуны.
И уже тут Пандавы с ужасом вспоминают тот день, когда Дурьодхана заставил их мыть Карне ноги. Оказывается, Дурьодхана невольно вынудил Пандавов выполнить их долг, положенное по судьбе уважение к самому старшему из братьев. И тут пятерым взрослым мужчинам уже становится совестно. И они, рыдая, опускаются на колени у ног Карны, кланяются головой до земли, касаются его ног. И Карна поднимает руку, благословляя младших братьев. Всего одно новое обстоятельство, новый факт, но он уже порождает новое поведение у благочестивых индусов.
А сам Карна в детстве, встретив мать, едущую невестою к царевичу Панду, достал лук и усыпал дорогу Кунти лотосами. А встретив её уже взрослым юношею, почему-то подобрал из фонтана лотос и положил к её ногам.
Их разговор, юноши и женщины, совершивших много добродетельных поступков:
«Но лотосы предлагают только стопам святых и Всевышнего. Я не достойна этого»
«Но царица, разве Всевышний не проявляет себя людям в форме матерей? В детстве мой отец учил меня, что царь и царица – это отец и мать своих подданных »
Вскоре один из младших братьев наступил на лотос его ногой. Мол, нечего чужим парням цветами осыпать ноги чужих матерей, да ещё и к вдовам приставать.
Если не знать грустную тайну Кунти, то можно счесть Пандавов правыми. Но Кунти знала, что прав был Карна, выказавший своей родной матери уважение.
***
Статья писателя и востоковеда Свительской Елены Юрьевны^-^ У меня ещё есть книги в жанрах этнического фэнтези, исторического фэнтези, исторического любовного романа и фантдетектива о Японии, Индии, Китае и Корее. И в других жанрах тоже. 55 книг завершённых. И про Индию у меня есть книги в жанрах этническое и историческое фэнтези, и исторический любовный роман: «Три мужа для Кизи» и «В тени Кайлаша» - о разных культурных деталях и ритуалах в Древней Индии у индуистов, а также есть книга «Сын евнуха».