Найти тему

Ритуалы прикосновения к ногам в Индии

Жена касается ног мужа - кадр из фильма "Падмавати"
Жена касается ног мужа - кадр из фильма "Падмавати"

Ноги индусы считали чем-то грязным, но если младший по статусу или по возрасту намывал ноги вышестоящему, склонившись пред ним на колени, то это считалось не столько оскорблением, сколько проявлением уважения и почитания, делом достойным.

Муж не мог касаться ступней своей жены. А жене могла мыть ноги супругу. Ибо мужчина выше женщины. Ибо супруг для её женщины подобен богу, а служение мужу для женщины – лучшее из богослужений.

Милые дамы, не торопитесь гневаться, ибо при всём при этом мужчины индийские не считались самыми высшими существами вселенной: мужчинам надлежало прислуживать богу/богам и совершать аскезы, более сложные и жестокие, чем женщинам. И если с мужьями было как кому повезёт, то бог/боги с мужчин спросят строго и без каких-либо поблажек. К мужу можно было приласкаться, а вот бог/боги раздавали награды и наказания ровно по заслугам. Тем более, что в следующую жизнь можно было попасть женою к другому мужчине или даже родиться мужчиной, а вот душе сбежать от строгого взора бога/богов невозможно: по карме вполне могло и в новых жизнях прилететь.

Добродетельные царевичи Пандавы сидят у ног своей матери - кадр из сериала "Махабхарата"
Добродетельные царевичи Пандавы сидят у ног своей матери - кадр из сериала "Махабхарата"

А ещё мужчинам и женщинам надлежало касаться стоп родителей и более старших родственников. Они могли касаться стоп старших родственников, наклонившись, перед дорогой или по возвращению домой после поездки и каких-то дел, прося благословить для благополучного свершения каких-то дел. Могли и умыть ноги старшим по возрасту, помассировать. А старшие обычно касались их головы, даря свои благословения.

Старшая женщина семьи ещё приветствовала вернувшихся и провожала уходящих со священным подносом, а те, в свою очередь, касались её стоп рукой.

Также ноги могли омывать царям. Ну тут вроде понятно, власть же.

К ногам царя или воина падали или прикасались, моля о защите или совершении справедливости.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

К ногам святого, монаха, йога, мудреца опускались на колени или касались, моля о мудром совете.

И ещё ученики касались стоп своего учителя или даже омывали их, опускаясь перед ним на колени. За свою скромность и уважение ученики могли получить благословение от своего учителя или раскрытие какого-то важного знания.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

При этом, ученики могли касаться ног жены/жён своего наставника подобно тому, как они бы касались ног собственных матерей. Или они могли касаться ног жен/жён учителя, равной с ними касты, а из более низкой касты – приветствовали только вставанием и поклоном.

Пример из экранизации индийской классики, древнего эпоса «Махабхарата» (экранизация 2013-2014): наследник династии Куру Дурьодхана вынудил сводных братьев, пятерых Пандавов, вымыть ноги его другу Карне, которому подарил небольшое царство. Пандавы такого унижения не забыли, ибо Карна не был царевичем, вырос в семье слуг, был из касты шудр. Но к концу сериала Карна погибает на поле битвы, и мать Пандавов, Кунти, бежит к нему, рыдая, кладёт его голову себе на колени, ласкает его лицо и волосы.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

И одному из Пандавов потрясенных на упрёк объясняет, что вообще-то Карна – её внебрачный сын, её первенец и, следовательно, их старший брат. И что он поклялся перед битвой, что будет драться только с Арджуной, подобно ему любившим стрельбу из лука и прослывшим великим лучником, так что из шести её сыновей на войне умрёт лишь один. И в итоге умер сам Карна, подставившись под стрелу Арджуны.

И уже тут Пандавы с ужасом вспоминают тот день, когда Дурьодхана заставил их мыть Карне ноги. Оказывается, Дурьодхана невольно вынудил Пандавов выполнить их долг, положенное по судьбе уважение к самому старшему из братьев. И тут пятерым взрослым мужчинам уже становится совестно. И они, рыдая, опускаются на колени у ног Карны, кланяются головой до земли, касаются его ног. И Карна поднимает руку, благословляя младших братьев. Всего одно новое обстоятельство, новый факт, но он уже порождает новое поведение у благочестивых индусов.

А сам Карна в детстве, встретив мать, едущую невестою к царевичу Панду, достал лук и усыпал дорогу Кунти лотосами. А встретив её уже взрослым юношею, почему-то подобрал из фонтана лотос и положил к её ногам.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

Их разговор, юноши и женщины, совершивших много добродетельных поступков:

«Но лотосы предлагают только стопам святых и Всевышнего. Я не достойна этого»
«Но царица, разве Всевышний не проявляет себя людям в форме матерей? В детстве мой отец учил меня, что царь и царица – это отец и мать своих подданных »

Вскоре один из младших братьев наступил на лотос его ногой. Мол, нечего чужим парням цветами осыпать ноги чужих матерей, да ещё и к вдовам приставать.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

Если не знать грустную тайну Кунти, то можно счесть Пандавов правыми. Но Кунти знала, что прав был Карна, выказавший своей родной матери уважение.

***

Статья писателя и востоковеда Свительской Елены Юрьевны^-^ У меня ещё есть книги в жанрах этнического фэнтези, исторического фэнтези, исторического любовного романа и фантдетектива о Японии, Индии, Китае и Корее. И в других жанрах тоже. 55 книг завершённых. И про Индию у меня есть книги в жанрах этническое и историческое фэнтези, и исторический любовный роман: «Три мужа для Кизи» и «В тени Кайлаша» - о разных культурных деталях и ритуалах в Древней Индии у индуистов, а также есть книга «Сын евнуха».