ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Автором псалма 2 является Давид. Петр подчеркнул в Деян. 4:25, что это Святой Дух сказал его устами Давида. Первый псалом призывает каждого человека в отдельности избрать праведный образ жизни; этот же псалом призывает все народы признать Бога Богом истинным и довериться Ему. Оба псалма служат хорошим вступлением ко всей Псалтири.
Этот псалом следует рассматривать как царский, или мессианский. Хотя его основной темой является земной царь, этот земной царь (образ) указывает нам на еще большего Царя, Иисуса Христа (реальность). То, что такая интерпретация этого псалма верна, подтверждается тем фактом, что Новый Завет относит его к Мессии (Деян. 4:25, 26; 13:33; Евр. 1:5; 5:5).
Когда новый царь всходил на трон, велика была вероятность того, что соседние народы воспользуются его неопытностью в руководстве и попытаются тут же захватить его страну. Господствующие народы только и ждали подходящей возможности, как например появление нового царя, чтобы удовлетворить свое стремление к власти.
Возможно, за псалмом как раз и стоит подобная ситуация. На трон возводят нового царя. Он Божий избранник и, следовательно, находится под Божьей защитой. Другие народы строят коварные замыслы против нового царя Божьего народа. Они хотят отбросить какие-бы то ни было прошлые отношения с Израилем и захватить народ. Псалом является напоминанием всем потенциальным захватчикам, что, в случае нападения на Израиль, им придется сражаться с Богом - реальной силой, стоящей за царем.
«Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. “Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их”» (ст. 1-3).
Сначала мы узнаем о заговоре окружающих языческих народов (ст. 1-3). Они строят планы против Господа и Его Помазанника. Они ищут подходящей возможности поднять восстание против Господа и Его царства (ст. 3).
Давид поражается, что какой бы то ни было народ может осмелиться выступить против Помазанника Божьего, учитывая, что за ним стоит сила Самого Бога (ст. 1).
Центром псалма является описание этого истинного Правителя, Господа, и почему мы должны уповать на Него (ст. 10-12). Это призыв к нам довериться Всемогущему Богу Израиля, приняв во внимание Его величественную силу. Сделать так будет разумно; не сделать этого будет очень глупо. Призыв к нам довериться Богу основан на двух аргументах.
I. ПО ПРИЧИНЕ ЕГО НЕПОБЕДИМОЙСИЛЫ (ст. 4, 5)
«Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем, и яростию Своею приведет их в смятение» (ст. 4, 5).
Давид пишет, что реакцией Всемогущего на небесах, истинного Правителя, на заговор народов будет смех. Его сила настолько превосходит силу любого земного царя или царей, что Он только посмеется над их шаткими планами свергнуть Его царя (ст. 4, 5). Он приведет царей, вступивших в заговор против Его помазанника, в смятение и устрашит их Своим гневом.
II. ПО ПРИЧИНЕ ЕГО ВЕРХОВНОГОВЛАДЫЧЕСТВА (ст. 6-9)
«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» (ст. 6).
Псалом фиксирует Божьи слова. Он сказал, что поставил Своего царя над Сионом. Этот известный иерусалимский холм стал синонимом Иерусалима, местом, где Бог решил поместить Свое имя (ст. 6).
«Возвещу определение: Господь сказал Мне: “Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя”» (ст. 7).
Псалом рассказывает нам словами царя, как Бог избрал его. Он усыновил Своего избранника, Давида, и сделал его Своим царем. Этот выбор стал прообразом того события, когда Бог послал в мир истинного и последнего Царя, Иисуса, Своего божественного Сына (Деян. 4:25, 26; 13:33; Евр. 1:5; 5:5). Слово “помазал” подразумевает коронацию царя при вступлении на трон. Еврейское слово “Мессия” означает “помазанный”; “Христос” имеет то же самое значение на греческом.
«Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (ст. 8, 9).
Бог пообещал Своему царю, Своему помазаннику, дать всю власть над народами земли. Это решение Бога, вероятно, связано с Его обещанием, данным Давиду в 2 Цар. 7:11-16. Израиль никогда в полной мере не имел такой власти, о которой говорит Давид, но это возвышенное описание образным языком передает силу, величие и вселенский характер благословений Бога Давиду и Израилю (ст. 8).
Нет ничего невозможного для Бога. Он может сокрушить народ так же легко, как сильный мужчина может разбить хрупкий глиняный горшок (ст. 9).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре» (ст. 10-12).
Принимая во внимание то, кем является Господь благодаря Своей власти и владычеству, далее логически следует слово “итак” (ст. 10): итак, поэтому все власть имущие должны, руководствуясь здравым смыслом, признать истинную Власть. Не выполнить это - значит проявить глупость себе на погибель, как бы ты силен и богат ни был, какое бы положение ни занимал.
Отсюда должный ответ Богу включает в себя служение Ему (ст. 11), радость по поводу Его величия (ст. 11), признание Его Сына истинным Царем и упование на Него (ст. 12).
Основополагающая истина для народов содержится в заключении, представляющем собой благословение:
«...Блаженны все, уповающие на Него» (ст. 12).
Другими словами, псалмопевец говорил: “О, какие же благословения ждут тех, кто уповает на Бога!”
Единственное спасение от Бога - найти убежище в Нем Самом.