Найти в Дзене
Молитва и Размышление

КАК ПРИМЕНЯТЬ КРОТОСТЬ НА ПРАКТИКЕ?

Оглавление

В нагорной проповеди Иисус дает четыре поразительных примера применения кротости на практике. Эти примеры даны нам в виде заповедей: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:38-42).

1. Тебя ударили по щеке.

Как на это реагировать христианину? Давайте заметим, что Господь уточняет – удар был нанесен именно по правой щеке. Большинство людей являются правшами. Как правша может ударить противника по правой щеке? Только если он будет бить тыльной стороной руки. Такой удар и в современной культуре, как и в иудейской, всегда выражал особое презрение и унижение. Таким образом, Иисус говорит, что даже если христианину нанесено намеренное и жестокое оскорбление, он не должен мстить за себя, но отдать мщение своему Господу. Как записал это позже апостол: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:19-21). Причем речь идет именно об оскорблении и обиде, нанесенной лично нам. Когда мы являемся свидетелями беззакония, совершаемого в отношении других людей или Бога, мы вправе следовать примеру Спасителя, Который проявил ревность против торговли в доме Божьем.

2. Отдать верхнюю одежду.

Одежда иудея состояла из двух главных предметов. Это был хитон, похожий на длинный плащ, которым закрывались от солнца в жару и покрывались как одеялом ночью. Вторым предметом одежды была нижняя рубашка. Кто-то по суду пытается забрать у вас эту рубашку в счет долга. Хитон стоил дороже, но его отсудить не имели права, поскольку это запрещал Закон (Исх. 22:26,27). Иисус ярко подчеркивает, что важнее иметь добрые отношения с людьми, чем защищать свои материальные права. Как сказал апостол Павел: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6:7).

3. Пройти второе поприще.

Иудея была завоеванной Римом провинцией. Любой римский солдат имел право дать определенное задание иудею. Это и называлось поприщем. Иногда такие задания были очень неприятными и унизительными. Хороший пример когда Симона заставили нести крест Иисуса. Что значит идти два поприща вместо одного? Это значит совершить поприще очень хорошо - от чистого сердца. Сегодня у нас нет иноземных захватчиков, но часто работники бунтуют против заданий работодателей, дети против власти родителей и пр. Господь говорит, что если ты христианин, то делай любую работу как для Господа, не думая при этом, что данный труд унизителен. Любое дело можно сделать добрым, а мы созданы Богом во Христе именно на добрые дела (Еф. 2 гл.).

4. Всегда давать просящему.

Это требует большого смирения. Возможно еще большая кротость нужна, чтобы не требовать назад то, что у нас взяли в долг. Как это делать на практике? Я рекомендую давать в долг такие суммы, которые мы можем простить. Фактически, Спаситель говорит, что давая в долг надо не ожидать, что долг нам вернут. В этом случае отношения с должником не будут нарушены при любом раскладе. Если долг вернется – хорошо, а если нет – мы ведь к этому заранее были готовы. Здесь еще раз подчеркивается принцип приоритета отношений любви с людьми над вещами этого мира будь то деньги или одежда или что-то еще. «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем» (1Фесс.3:12).

Данные примеры парадоксальны. Их воплотить в жизнь практически нереально. С самого детства нас учили давать сдачу обидчикам, отстаивать свои права, бороться с врагами, брать , а не давать. Поступать по заповедям Христа для нашей плотской природы в высшей степени противно. Если подходить к ним без благодати Божьей, то очень легко загнать себя в абсолютный комплекс вины. Однако, Господь не хочет, чтобы мы жили под виной и осуждением, поэтому Он дал нам новый дух, который естественным образом живет по заповедям. Христос не просто дал нам новые заповеди, но пришел в наши сердца, чтобы их исполнить!

Для возрожденного духа совершенно нормально ценить отношения выше вещей или идти «вторую милю». Если мы научимся жить по духу, тогда и для нас заповеди Господа станут естественными. Помоги нам Господь!

-2