108K подписчиков

Сотвори себя сам

4,5K прочитали

Вот и родной город, через минуту он уже был на перроне, прошел через здание вокзала и вышел на улицу. Вздохнув полной грудью, он пешком пошел до дома, думая о том, как его встретят родные. Целый год он жил спокойно, никто его не дергал, не упрекал, не требовал, чтобы он делал то, что не хочет, а теперь начнется: почему поздно пришел, почему за собой тарелку не вымыл, почему носки у дивана валяются. Но это еще не всё, будет главный вопрос: куда пойдешь работать, про учёбу вряд ли заговорят, ведь всё, поезд, ушёл 9 классов и больше ничего, а кто меня возьмет с девятью классами?

Вот и родной город, через минуту он уже был  на перроне, прошел через здание вокзала и вышел на улицу. Вздохнув полной грудью, он пешком пошел до дома, думая о том, как его встретят родные.

Да и отдохнуть надо, все так делают, но мать еще полгода назад предупреждала, что через месяц после армии он должен снять квартиру и перейти на свои хлеба, что она дала ему всё, что могла. Даже год оплатила ему в колледже, но он не захотел учиться и в мае, перед экзаменами, взял и бросил колледж. Мать плакала, просила закончить первый курс, но он был непреклонным, а потом поработал с месяц подсобным рабочим, сказал что устал. И вовсю отдыхал до самой армии, решив, что ничего с бабкой и матерью не сделается, прокормят.

Две сестренки близняшки всегда его раздражали, они опять будут спорить друг с другом, а мать будет ныть, что они быстро растут и денег на них не хватает. Отец был тоже, но далеко и с другой семьей, он надеялся, что тот и сейчас будет давать ему денег, как часто делал до армии, минуя мамин семейный карман, зато ему было от этого хорошо, а мать работала физически, уставала, и как ни старалась, не могла оказывать ему должное внимание. А ему было на руку: гуляй не хочу.

– Витька, ты? – к нему бросился одноклассник Артем Быстров, – когда приехал?
– Да только что с поезда, ещё до дома не дошёл.
– Ну как там в армии?
– Нормально.
– Какие планы?
– Отдыхать пока, потом работу буду искать.
– А учиться?
– Поздно, всё забыл.
– Да ты, Стрельцов, и не знал ничего, помню, как всегда у доски мямлил. А я на второй курс технического университета перешёл, ну пока успехов тебе.

И он побежал дальше. Дома его никто не ждал, бабушка ушла в магазин, мать была на работе, Надя с Верой, завизжав от радости, снова пошли в свою комнату и закрылись. Виктор сразу пошёл в ванную, он целый год мечтал полежать в горячей воде столько, сколько хочется, но его хватило на 25 минут. Когда он вышел бабушка уже хлопотала на кухне и готовила ему перекусить, обед она только начала готовить.

– Ты уж не обессудь, мы тут скромно питаемся, цены растут, а работает одна Светлана.
– Понял, – сказал он обнимая бабушку, там нас тоже не баловали, привык.

Бабушке накрыла на стол и присела рядом с внуком.

– Ты ешь, а я тебе пока новости расскажу. Девчонки школу хорошо закончили, а летом решили английским как следует позаниматься, самостоятельно, может что и выйдет, они обе упертые. Я целый месяц болела, а маме трудно приходилось, хорошо девочки помогали я их консультировала, а они готовили на всех нас, приезжала тётя Аня, целую неделю у нас жила, потом месяц целый жил у нас её сын Георгий, сначала он один, а потом его жена приехала, он к этому времени уже снял квартиру и они сразу же переехали. Да, старший внук у меня молодец, его сразу после университета начальником отдела поставили, а жена у него в фармакологическом колледже преподает.
Ну а мать про себя сама расскажет, – сказала напоследок бабушка, наливая чай и подавая к нему печенье.

Тут забежали сёстры.

– Баба Лида, мы тоже чаю хотим.

Виктору не хотелось сидеть с ними за столом, он быстро допил чай и ушел в комнату.

– А теперь твоя очередь рассказывать. Какие планы? – начала расспрашивать с бабушка, пришедшая вместе с ним.
– А вы прямо в первый день нотации будет с мамой читать.
– Да почему сразу нотации, прошёл год, ты повзрослел, и должен уже понять, что ты в жизни хочешь добиться.
– Отдохнуть хочу.
– Судя по ответу на тебе в армии пахали.

Он обиделся, хлопнул дверью и пошёл гулять. Кроме близких никто в городе его не ждал, друзья, Саша и Володя, ещё служат, они на полгода младше, девушки у него не было. Он бесцельно бродил по городу и копил обиду на бабку.

– Какое ей дело, что я собираюсь сделать. Вот месяц посижу дома, а там видно будет.

Вдруг он увидел как навстречу ему идёт мать с двумя тяжелыми пакетами, Виктор свернул с улицы во двор и смотрел, как она идет, опустив голову, и останавливается через каждые десять метров, он топтался в подворотне, никак не решаясь догнать её, но всё же подбежал к ней, когда она отдыхала в очередной раз.

– Привет мам, я вернулся. А ты откуда, ты же работаешь в другой стороне?
– У меня в двух кварталах отсюда вторая работа, я полы мою там раз в день, а потом в магазин за продуктами, не бабушке же ходить, она совсем слабая стала после болезни.

Виктор шёл с двумя пакетами, и даже ему, здоровому парню, было тяжело. У него ключей не было, мамины лежали в кошельке в каком-то из пакетов, поэтому они позвонили. Открыли сестры и, привычно взяв по пакету, с трудом потащили их на кухню.

– Мама, мы разберем, иди в ванную и ложись отдыхать пока, мы все приготовим.
Виктор видел, что у них всё, как в армии, и каждый четко знает, что ему делать.
– Интересно, что они поручат мне?
– Витя, – крикнула бабушка, будто догадавшись о чем он думает, – раньше ребята приходили из армии с прекрасными навыками по чистке картошки, иди покажи, как ты научился.
– Начинается, – недовольно подумал он и пошел чистить картошку.

За ужином говорила только мама, в основном о завышенных ценах на продукты, на коммунальные услуги, о том что у них на работе двоих уволили, а в подъезде у них уже трое безработных.

– Пугает, – решил Виктор, продолжая есть вкусные бабушкины котлеты с картофельным пюре.

Девчонки, быстро выпив компот, убежали, а взрослые заговорили о будущем Виктора.

– Ну, что сынок скажешь, какие планы на будущее, ты ведь говорил, что после армии определишься с профессией и пойдешь учиться, что же ты решил?
– Месяц отдохну, а потом буду думать.
– Потом поздно будет, ты же сам знаешь, что с твоими девятью классами устроиться на работу нереально, нужно хоть какие-нибудь курсы закончить. Твою учёбу в колледже я не потяну, ведь знаний у тебя никаких, сам знаешь. Все девять лет дурака в школе провалял.
Вот и родной город, через минуту он уже был  на перроне, прошел через здание вокзала и вышел на улицу. Вздохнув полной грудью, он пешком пошел до дома, думая о том, как его встретят родные.-2

Виктор сидел опустив голову, краем глазами он видел, как мать нервно теребит платочек у себя в руках, ему впервые за много лет стало стыдно за свою лень, за непослушание, за всё, что он вытворял до армии, особенно за позднее возвращение домой, за редкие письма из армии.

– Но я ещё не думал?
– А чем же ты занимался в армии, там по вечерам только и думается, так нам твой двоюродный брат Георгий говорил, именно там он всю свою жизнь распланировал. Чем же ты занимался, или тебе настолько безразлично, как ты дальше будешь жить, – говорила бабушка, – Даже Надя с Верой, которым всего по тринадцать лет, уже решили, кем они будут, и упорно занимаются.
– Не беспокойтесь, через месяц уеду от вас, – раздраженно сказал Виктор, и отправился спать. Он лежал без сна, и в голове не было ни одной мысли о том, с чего же он завтра начнёт день. Будет спать до обеда, потом поест и пойдет гулять, как обычно это делал у другой бабушки в гостях, и посмеивался, когда она злилась от того, что он ей не помогает.

Утром он проснулся в полной тишине, мать уже ушла на работу, в комнате девочек было тоже тихо, из кухни никаких вкусных запахов не доносилось.

– Да, неласково встречают его родственнички, думалось ему.

На плите стояла кастрюля с рисовой кашей он открыл холодильник, нашел кастрюлю с каким-то супом уже лучше его поесть. Он подогрел суп, съел, поставил тарелку в раковину и пошёл гулять. Он шёл по городу и радовался, что свободен, а на душе было противно.

– И чего ко мне все лезут, без них разберусь.

После трех дней бесцельного препровождения времени, он решил пойти в центр занятости, но там его совсем не обрадовали. Никаких вакансий, кроме грузчиков в магазины и разнорабочих в городской центр благоустройства, не было.

ПРОДОЛЖЕНИЕ