Замысловатая история семьи, в которую вплелись-переплелись многие события нашей дальневосточной и общероссийской жизни. Интересно очень.
Читать рекомендуется под хрипящую запись Марлен Дитрих "Another Spring, Another Love". Как-то совпало.
В 1865 году (!) через Китай на российский Дальний Восток, а конкретнее - в Николаевск-на-Амуре, который тогда был столицей Приморской области и центром притяжения прогрессивных дальневосточных умов, приехали молодые и красивые (позже убедимся) французы - Евгений и Эмиль (1845–1923) Францевичи Нино. Предприимчивые и деятельные братья быстро понимают перспективы региона, получают вид на жительство, открывают торговый дом "Нино" и серьезно уходят в торговлю (пушнина, рыба, предметы обихода).
Впрочем, изначально предполагалось, что братья останутся на ДВ лишь на время, необходимое для сколачивания капитала, который в дальнейшем обеспечит безбедную старость, однако местная жизнь настолько увлекла Нино, что они решили остаться. Курсировали по Амуру и поселениям, посещали аборигенские деревни, выезжали с шоп-турамив Китай и Японию. И вот во время этих поездок и путешествий Эмиль Нино открыл в себе страсть к фотографии. С неутомимым упорством и любопытством он запечатлевал русских поселенцев, казаков, ссыльных, искателей приключений и золотоискателей, горожан, торговцев и аборигенов Амура…
Первые снимки молодого фотографа датированы 1870 годом, а в 1887 Эмиль уже предлагает свои работы европейским журналам. В 1898-1899 он работает для этнографов Северо-Тихоокеанской экспедиции, организованной Американским музеем естественной истории Нью-Йорка. Известно, что Франц Боас, ответственный за эту экспедицию, просил некоего господина Бертхольда Лауфера, молодого ученого из Лейпцига, изучить население Нижнего Амура и составить этнографическую коллекцию. Тот же Франц Боас порекомендовал ученому нанять на месте профессионального фотографа и именно Эмиля Нино, который и сделал для экспедиции большое число фотографий народностей Нижнего Амура.
Известно, что Эмиль Нино был почетным членом Парижского географического общества. Свои впечатления о Сибири и Дальнем Востоке он публиковал в различных географических журналах того времени, например, в журнале "Correspondance". Да и Евгений от него не отставал. Например: "… К 1880 г. территория Сибири для европейских ученых - это тайга, река Амур с кораблями из другого времени. Медленно, и не всегда уверенно появляются города", - писал фотограф в очередной статье. Разнообразную информацию отправлял он и в далекий Париж: "Путешествие в Сибирь", "Рыбный промысел на Амуре", "Рыбаки и золотоискатели", "Сибирские обычаи", "Чайный караван", "Свадьбы в Сибири".
После Николаевска братья переехали в Благовещенск и обосновались в нем на несколько лет: ввозили парижские (и не только) наряды, посуду, ткани, а вывозили, понятное дело, меха. Известно, что Нино были единственными агентами парижской фирмы "Братьев Ревильон" (фабрика и магазины модных меховых изделий) и Лондонской фирмы "Бритторус" в восточной Сибири по закупке пушнины. Личная жизнь братьев тоже не стояла на месте: Евгений женился в Благовещенске на Татьяне Кирпичниковой (у них родились сын Михаил и дочь Мария), а Эмиль - на Степаниде Котельниковой, которую он присмотрел себе в жены еще в Николаевске и с которой они родили шестерых детей (Елена, Петр, Алексей, Вера, Виктор, Валентина).
Далее известно, что Евгений Францевич (или Федорович - так их звали в России), долгое время живший в Благовещенске, открыл здесь кондитерскую и построил несколько домов, которые сдавал в аренду (некоторые из них до сих пор целы и даже отреставрированы). Зимой благовещенская семья Нино покидала Россию, переживая холода и морозы в Париже или Вене (как я их понимаю). А Эмиль Нино вместе с семьей в 1880 году переехал на постоянное место жительство в Хабаровск.
В Хабаровске семейство Нино селится на улице Поповской, 36 (ныне - Калинина), где Эмиль получает право на открытие фотоателье в собственном доме и на печатание визитных карточек по разрешению военного губернатора Приморской области П. Ф. Унтербергера. Торговлю Эмиль не забрасывает: в Николаевске-на-Амуре (точнее, в селе Чныррах) и в селе Троицком он заводит агентов, которые от его имени продолжают принимать от местных жителей заказы на парижские товары (мебель, посуду, одежду и всевозможные мелочи). Но душа Эмиля продолжала болеть фотографией. Он грузил фотоаппаратуру на небольшую лодку, сплавлялся по Амуру, останавливался в селениях, расположенных на берегу, и фотографировал местных жителей, их уклад жизни, природу…
Эмиль Францевич Нино стал одним из известнейших фотографов Приамурского генерал-губернаторства. Был членом фотографического общества в Хабаровске, созданного в 1894 году, участвовал в выставках 1899 и 1913 годов, за представленные работы был государственно премирован. Европейские путешественники, бывая на Амуре, с удовольствием и чрезвычайным интересом покупали работы Нино. Например, Луи Марен в 1901 году подарил несколько таких фотографий музею Гиме (Париж). В 1993 году этот музей издал каталог "Границы Азии", где помещены указанные снимки. А когда в Хабаровске создавался краеведческий музей, Эмиль Нино передал свои уникальные фотографии совершенно безвозмездно: в книге поступлений есть запись о том, что он подарил музею 260 фотографии (об этих фотографиях еще скажу далее).
Кстати, в фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки есть альбом с весьма любопытными цветными фотографиями: Япония, город Нагасаки, бытовые сценки из жизни горожан… Но цветные фото - и в то время? Объяснение есть. Эмиль Нино решил поступить так же, как совсем недавно поступили наши киношные деятели: раскрасить черно-белые кадры. Для этого он поехал в Париж и привез оттуда талантливого художника-ретушера Альберта Дюраше (Du Roche). Мастер с большим старанием и умением раскрасил красками фотографии, сделанные Нино…
Дальнейшая истории семьи продолжает тему приключенческого сериала, и было б прекрасно, если б кто-нибудь когда-нибудь этот сериал снял. Евгений Нино с женой и детьми, по слухам, насовсем эмигрировал во Францию. С семьей Эмиля Нино всё несколько запутаннее. Сыновья Эмиля - Петр, Виктор и Алексей - в разные годы получили образование в Хабаровском реальном училище. Все занимались фотоделом в мастерской отца (который он в 1904 году переименовал собственное ателье в "Нино и сыновья") и увлекались художественным рисованием. Позднее Петр уехал в Москву, где устроился художником-оформителем на сельскохозяйственную выставку. В 1913 он приезжал в Хабаровск, где оформлял выставочный павильон "Охота и рыболовство Приамурского края", но в родной город он больше не вернулся: выехал на постоянное жительство в Париж, учился у французских художников, женился на француженке Мадлен Пула.
Виктор Эмильевич в 1921 году во времена Дальневосточной Республики эмигрировал из Хабаровска в Париж. Был замечательным пианистом, несмотря на частичную потерю слуха, а также талантливым художником, любил мотоциклы. Скончался в 1952 году.
Дочери Эмиля Нино после революции тоже покинули Хабаровск. Одна из них - старшая Елена вышла замуж за упомянутого ранее ретушера Дюроше. Она родила ему двух сыновей - Андрэ и Николя, а также дочь Элизу, которую в семье звали на русский манер Елизаветой. Позже Андрэ Нино женился на хабаровчанке Анне Михайловне Хабаровой (родилась в 1898 году в Благовещенске). В 1922 году у них родилась дочь, которую назвали Муза (1922–2005). В семье Нино уже была девочка с именем Муза (1913–2001) - дочь второго сына Алексея Эмильевича и его жены Акулины (о них - чуть позже, а потомки Музы и сейчас живут в Хабаровске). Андрэ Дюроше умер в Харбине в 1946 году, его жена Анна Михайловна скончалась в 1941 году в Шанхае. А их дочь, Муза Андреевна Дюроше вышла замуж за американского адмирала, участника Второй мировой войны Элмо Рассела Зумвалта (1920–2000).
Второй сын Альберта Дюроше - Николай Альбертович - работал бухгалтером в известной фирме у И. Я. Чурина (знакомые дальневосточному уху фамилии!). В период Гражданской войны семья Дюроше переселилась во Владивосток. Здесь дочь Альберта и Елены Елизавета вышла замуж за Георгия Ивановича Агнесова. Они жили в центре города на улице Светланской, 50. Супруг верой и правдой служил бухгалтером в Географическом обществе, филиал которого во Владивостоке назывался Обществом изучения Амурского края (ОИАК). Ну а Елизавета Альбертовна, по воспоминаниям родных, сильно страдала ревматизмом, и в 1937 году семье пришлось выехать из Владивостока в Ташкент.
Далее сериал продолжается. В какой-то давний и не уточненный момент переменчивый ретушер Альберт Дюроше развелся с Еленой Эмильевной Нино, уехал сначала в Благовещенск, а затем в Харбин, где спустя некоторое время открыл собственное фотоателье. А Елена Эмильевна вышла замуж во второй раз за офицера Михаила Демиденко, служившего в пограничных войсках. В 1904 году они волею судеб тоже оказались в Харбине…
В Харбине какое-то время жил и еще один Нино - упомянутый выше Алексей Эмильевич, второй сын Эмиля Нино (у которого дочка Муза, сын Георгий и жена Акулина (Лина) Фирсовна Гельтцер, на которой он женился в 1907 году). В 1900 году, при получении паспорта, он избрал своей родиной Россию, а не Францию, а после, в разгар известных исторических событий, категорически отказался от эмиграции и остался на Дальнем Востоке.
Алексей Эмильевич, как и отец, занимался фотографией, и, отчасти, именно фотография его и погубила, но об этом после. В 1897 году, в 17 лет, он работал в Китае с военной экспедицией полковника Будберга (тем, кто знает, что такое "боксерское" восстание, эта фамилия многое скажет) в должности фотографа. По официальной версии, Алексей фотографировал быт народа и города - Лахасусу, Фугдин, крепость Эрдзали и крепость ниже города Сан-Тина, выстроенную англичанами, а также место, где впоследствии был построен Харбин. Тогда же началась подготовка к строительству КВЖД, и Алексей, вроде как, фиксировал текущие процессы и мероприятия.
В 1898 году Алексей Эмильевич выезжал в Японию, где полтора месяца лечился на курорте Унзен в городе Нагасаки, жил во французской гостинице Бельвью, куда устроился по рекомендательному письму своего отца. Бывал он и во Франции, Австрии, Польше, Германии, Югославии у родственников. В 1902 году Алексей Нино снова был приглашен в Китай на должность фотографа: экспедиция (заметьте - не операция, не карательные мероприятия, а экспедиция) была организована для борьбы с хунхузами, вредившими строительству КВЖД. Некоторые снимки Алексея Нино были переданы в Хабаровский и Владивостокский музеи (в Хабаровске эти фотографии хранятся в научной библиотеке). А в 1904 году, т.е. в период русско-японской войны Алексей Нино работал в Китае в качестве военного фотографа…
По воспоминаниям родственников, Алексей Эмильевич очень увлекался рыбалкой. Организовав частную артель рыболовов, промышлял на острове Русском, в бухте Новик (Владивосток, приём!). В 1937 году вместе с друзьями создал артель для ловли рыбы в реке Амур. По договору с колхозом "Красный Орленок" ловили рыбу на Тунгуске, до наступления зимы на лодке перевозили грузы колхоза.
Также удалось узнать, что Алексей Нино развелся с Линой, в Приморье, помимо рыбной ловли, торговал мукой, заведовал катком (!), а после национализации всего того, что когда-то принадлежало семье (например, три двухэтажных здания и два одноэтажных, национализированные в 1929 году), окончательно осел в устье Тунгуски, в прежнем Кур-Урмийском районе, где обслуживал на своем моторном катере стройку НКВД. И вдруг примерно в 1942 он исчезает, совсем… Куда?
В местном архиве ФСБ сохранилось следственное дело №124 Нино Алексея Эмильевича, обвиняемого в "преступлениях, предусмотренных статьями 58-1”а” и 58-10 III" (антисоветская пропаганда и агитация). Он был арестован 6 июля 1941 года; все изъятые у него при аресте фотоальбомы, документы и единственная личная ценность - часы-луковка с гравировкой "За заслуги" - были уничтожены: "сжигаются, как не имеющие отношения к следственному делу". Вышеперечисленные поездки Алексея были трактованы как "проживал в ряде городов Франции, Англии, Японии, Китая, Маньчжурии, был резидентом японских разведорганов, выполнял шпионские задания, информировал о наличии аэродромов и т. п.". Кто ж знает правду?..
Решением "Особого совещания при НКВД СССР" 4 апреля 1942 года Алексей Эмильевич Нино расстрелян. Реабилитирован только в 1989 году.
А что же Эмиль Нино? В 1922 году он эмигрировал в Китай, куда увёз и внука Георгия - сына позже расстрелянного Алексея Эмильевича. Не приняв российскую революцию, он собирался возвратиться во Францию, но в 1923 году скончался в Шанхае от инфаркта. По слухам, инфаркт у Эмиля Нино случился после того, как он узнал, что его груженный мехами пароход затонул, но, по-моему, это всё же домыслы.
Георгий Алексеевич тоже был фотографом, какое-то время работал в фирме "Olivier Chine", занятой экспортом-импортом. В 1936 году он женился на Евгении Ружик, а через пару лет у них родился сын, которого назвали в честь прадеда Эмилем. После второй мировой войны Георгий Алексеевич Нино был послан из Китая во Вьетнам, инспектором полиции в Сайгон, где и погиб в 1949 году. После его гибели жену с детьми отправили на жительство во Францию.
С 1960-х годов семья Эмилия Георгиевича, правнука хабаровского Эмиля Нино (винный эксперт, между прочим), живет в Сиэтле. В 2009 году, когда в Хабаровске состоялось открытие памятной доски Эмилю Францевичу и Алексею Эмильевичу Нино, Эмилий Георгиевич приезжал из США почтить память прадеда и деда.
Об этом путешествии потом написал его сын (праправнук Эмиля Нино): "My family came from France to Russia in the 1870'-80's to seek a living. They settled in Khabarovsk to enter into the trading business, such as sending furs back to France. My Great-great grandfather (GGGF) was also a photographer, who built several homes and a studio in Khabarovsk. In the 1880's he documented much of the indigenous live in that area, which borders China. However after the Russian revolution, my family fled to Shanghai China where my father was born. However my Great Grandfather (GGF) stayed behind, and he actually took on Russian citizenship. The fate of my GGF was unknown, until uncovered by my father after several trips to Khabarovsk, and personal visits to the KGB offices. My father read the KGB files and found out my GGF was executed during the Stalin purges, and our family name is on a monument and several buildings in Khabarovsk. The Russian government issued a formal apology to my dad. My father just returned from a trip to lay flowers at my GGGF's resting place, and visit the local museum that houses original photos taken by our GGGF… So... I have the thought of me and my brother returning to our roots in Khabarovsk, to visit our GGGF's memorial…".
А в 2012 году в нашем крае "путешествовала" передвижная историко-краеведческая фотоэкспозиция "Аборигены Амура и Охотоморья", организованная министерством культуры Хабаровского края и Дальневосточной государственной научной библиотекой. В экспозиции были представлены фотографии с изображением представителей коренных малочисленных народов Дальнего Востока, в том числе проживающих в Приамурье - гиляки, гольды, тунгусы. Большинство этих фотографий были сделаны Эмилем Нино…
Такая жизнь. Такая история.