Найти тему

УДК 37.02 СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ "MOODLE"

Маркизов И.А.

Научный руководитель – Петрова И.А.

Лесосибирский филиал «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева» Российская Федерация, 662543, г. Лесосибирск, Победы, 29

E-mail: ivan.markizov.96@mail.ru

Аннотация: Данный проект предназначен для реализации информационно-образовательной среды, обеспечивающий накопление, систематизацию и учет комплекта электронных документов студента.

Ключевые слова: электронное портфолио, LMS «Moodle», электронная информационная образовательная среда. 

ESTABLISHMENT OF THE ELECTRONIC PORTFOLIO OF THE STUDENT ON THE BASIS OF THE CONTROL SYSTEM OF TRAINING "MOODLE"

Markizov I.A. 

Scientific Supervisor - Petrova I.A.

Lesosibirsk branch "Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev" Russian Federation, 662543, Lesosibirsk, Pobedy, 29

E-mail: ivan.markizov.96@mail.ru@mail.ru

Annotation: The given project is intended for realization of the electronic information and educational environment, providing accumulation, systematization and the account of the complete set of electronic documents of the student. 

Key words: electronic portfolio, "Moodle" training management system, electronic information educational environment, information system.

С переходом к ФГОС ВО существенным изменением подвергается организация образовательного процесса, выдвигаются единые требования к информационно-образовательной среде вуза, среди которых «… формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» [1]. Таким образом, в состав информационно-образовательной среды (ИОС) должен входить элемент - электронное портфолио.

Электронное портфолио является одним из средств накопления индивидуальных результатов образования и отражает все достижения студента (учебные, внеучебные) удостоверяет фактические достижения и выступает как доказательное средство достигнутых результатов. Портфолио стимулирует активное и сознательное отношение самого обучающегося к процессу и результатам обучения, позволяет осуществлять самооценку достигнутых результатов [3].

Электронная информационно-образовательная среда ЛфСибГУ реализована, как самостоятельная система в Moodle. В качестве серверной платформы был выбран OpenServer благодаря своей надежности и свободному распространению в интернете. В информационно-образовательной среде определены роли «Administrator»и «Student». В качестве пользователей выступают обучающиеся вуза. 

 

Рис. 1. Главная страница пользователя портфолио
Рис. 1. Главная страница пользователя портфолио

Процесс создания электронного портфолио способствует повышению самооценки студента, развитию мотивации к непрерывному обучению [2]. Портфолио содержит разделы, посвященные планированию будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного образования.

Портфолио студента разбито на три блока рисунок 1:

- контактная информация;

- личные файлы;

- учебный план.

Заранее в блоке «Учебный план» расположены все учебные программы, но они скрыты от глаз пользователя и нужная учебная программа открывается через JavaScript рисунок 2, в зависимости от формы и направление обучения. Форма обучения и направление обучения берется из блока контактная информация пользователя.

<scripttype="text/javascript">

setTimeout(function () {

document.getElementById('0903011').hidden = true;

}, 100);

setTimeout(function () {

var q1 = document.getElementById('cbfv_58').innerText;

var q2 = document.getElementById('cbfv_57').innerText;

if((q1=='09.03.01 Информатика и вычислительная техника') && (q2=='Очная форма')) {document.getElementById('0903011').hidden=false;}

}, 500);

</script>

Рис. 2. Фрагмент JavaScript

Блок «Личные файлы» содержит пять разделов, в которых размещены документальные подтверждения достижений обучающегося: «Научные достижения»; «Общественные достижения»; «Спортивные достижения»; «Статьи»; «Учебная работа». Раздел «Учебная работа» разделен на четыре категории по каждой на один учебный курс. 

Блок «Контактная информация» содержит карточку студента, где он может просмотреть свою успеваемость за обучаемый период. Блок «Контактная информация» заполняется администратором. Администратор оказывает информационно-консультационную поддержку студенту, осуществляет контроль заполнения и достоверности размещаемой информации в электронном портфолио. 

 

Рис. 3. Просмотр страницы пользователя среды другим студентом
Рис. 3. Просмотр страницы пользователя среды другим студентом

Администратор – это управляющий системы Moodle. Они могут управлять категориями портфолио и осуществлять контроль их работы, а также свободно просматривать, добавлять, изменять и удалять файлы в портфолио у любых пользователей. Администраторам доступно редактирования страниц пользователей и информации о них. Так же на администраторе лежит ответственностьрегистрации пользователей и удаления пользователей.

Студент может просматривать и скачивать файлы своих достижений. Имеет возможность начинать синхронный рис. 4, и асинхронный разговора с пользователями среды, благодаря встроенному плагину обмена сообщениями. Асинхронный разговор организован с помощью плагина «Activities: Dialogue», который предназначен для обмена сообщениями между субъектами образовательного процесса. Особенностью плагина является возможность прикреплять в сообщения вложения разных типов: текст, картинки, и т.д.

Таким образом, всего в информационной системе определено две роли: студент и администратор.

В образовательной среде предусмотрена возможность настройки максимального размера для загружаемых файлов. Для каждого пользователя среды установлен лимит до 100 Мбайт памяти в общем на личные файлы и 5 Мбайт памяти на один загружаемый документ.

 

Рис. 4. Синхронное общение пользователей среды
Рис. 4. Синхронное общение пользователей среды

Рис. 4. Синхронное общение пользователей среды

В данный момент система находится в разработке и проходит тестирование. В дальнейшем планируется разбить студентов на глобальные группы и в каждую группу добавить «Модератора портфолио». У них будет определено новое правило, которое позволит разгрузить администратора от проверки загружаемых файлов студентов.

Литература

1. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: [http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4] – Загл. с экрана (дата обращения: 28.02.2018). 

2. Михайлова Н. С., Минин М. Г., Муратова Е. А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. 204 с.

3. Медведева Ирина Николаевна, Мартынюк Оксана Ивановна, Панькова Светлана Витиславовна, Соловьева Ирина Олеговна К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-elektronnogo-portfolio-obuchayuschegosya (дата обращения: 28.03.2018). 

4. Милованов М.М. Разработка системы управления образовательным процессом для системы дистанционного обучения Moodle / Программные системы и вычислительные методы. 2015. № 2. С. 145-149. 

5. Раецкий А.Д. Разработка информационной системы «PORTFOLIO SIBSIU»/ А.Д. Раецкий, С.А. Шлянин, Л.А. Ермакова // Системы автоматизации в образовании, науке и производстве: Труды X Всероссийской научно-практической конференции / Сиб. гос. инду- стр. ун-т ; под общ. ред. С.М. Кулакова, Л.П. Мышляева. Новокузнецк : Изд. центр СибГИУ, 2015. C. 349-354.

6. Справочник JavaScript [Электронный ресурс]. URL: https://javascript.ru/manual (дата обращения: 01.03.2018).

7. КиберЛенинка [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-elektronnogo-portfolio-obuchayuschegosya