Найти тему
По ту сторону медиа

Стриминговые сервисы: прошлое, настоящее, будущее

Российская история стриминговых сервисов началась ещё с 2010-х годов, когда на смену «традиционному» телевидению и дискам на рынок пришло «умное телевидение» — Smart TV. В 2010 году появился онлайн-кинотеатр ivi.ru, где в первое время пользователи могли смотреть контент бесплатно, но с рекламными интеграциями. Затем компания подписала контракты с голливудскими студиями: Disney, Sony, Paramount Pictures, Warner Bros., Universal Pictures и Fox — и ввели платную подписку.

А в 2012 году в Россию пришел iTunes, предоставивший доступ к покупке не только музыки, но и фильмов, которые можно было скачать на своё устройство — iPod, телефон или планшет. Уже тогда в обществе начала зарождаться идея, что платить за просматриваемый в интернете контент — это нормально, однако её впереди ждал ещё долгий путь. После начали появляться всё новые и новые стриминговые сервисы, а телевизионные каналы стали дублировать часть своего контента в интернете.

Телевизор LG Smart TV
Телевизор LG Smart TV

И тут наступил 2020 год, о котором, полагаю, многие из вас уже не хотят ничего слышать, однако здесь без него никак не обойтись. Если бы не самоизоляция, то, с большой долей вероятности, эра онлайн-кинотеатров настала бы позже. Безусловно, пандемия существенно усложнила все этапы кинопроизводства: съёмки были приостановлены, фестивали — отменены, кинотеатры — закрыты. Компании начали терять огромные суммы — по данным члена правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Акопова, одна только отечественная киноиндустрия лишилась 7,5 миллиардов рублей.

Однако именно этот этап стал революционным для мира кино. Если раньше в течение первых месяцев выхода картины её можно было посмотреть только на «большом экране», то теперь премьеры сразу же становились доступны для онлайн-просмотра. То есть, пока доходы кинотеатров продолжали снижаться, выручка стриминговых сервисов росла огромными темпами.

Просмотр фильмов дома
Просмотр фильмов дома

Но пандемия — это в большей степени катализатор развития, но далеко не единственный фактор успеха онлайн-кинотеатров. Ещё до эпидемии у людей начала появляться новая потребность быть гибкими. Сейчас они не хотят бежать домой к девяти вечера, чтобы посмотреть тот фильм, который покажут по одному из телевизионных каналов. Они хотят смотреть кино и сериалы, когда хотят и где хотят: в метро, перед парами в ВУЗе, в парке с друзьями. Более того, им нужен индивидуальный подход, экономящий время выбора кино.

Кинотеатры после пандемии
Кинотеатры после пандемии

Безусловно, телевидение тоже делает этот выбор за вас, однако программа передач не адаптируется к вашим личным предпочтениям — в отличие от стриминговых сервисов.

Ни для кого не секрет, что онлайн-кинотеатры используют специальные алгоритмы, чтобы предлагать вам те фильмы и сериалы, которые, с большей долей вероятности, вам понравятся. Стоит отметить, что в связи с этим возникает интересный момент: платформы могут самостоятельно решать, какие фильмы и сериалы выдавать вам чаще — например, преимущественно продвигать свой оригинальный контент. Таким образом, некоторые весьма посредственные картины могут попадать в топ рекомендаций, а достойные — оставаться за бортом. Но это скорее побочный эффект конкуренции, чем серьезная проблема, потому что настоящие шедевры в любом случае найдут свою аудиторию.

С развитием стриминговых сервисов в гору пошло отечественное кинопроизводство. Во-первых, российские фильмы и сериалы снова начали попадать в фокус внимания молодого поколения. Если тратить деньги на просмотр российского фильма в кинотеатре они не готовы, то посмотреть его с друзьями дома по подписке они считают возможным. Во-вторых, теперь нередко успешные картины вызывают интерес у иностранных стриминговых сервисов, готовых приобрести права на их показ. Например, совсем недавно на Netflix появились такие российские фильмы, как «Серебряные коньки» и «Майор Гром». Получается, что компании начинают получать больше прибыли, вкладывать её в новые проекты, создавать их на более высоком уровне и ещё сильнее увеличивать свой бюджет. Если такой цикл будет продолжать свою работу, то вскоре отечественные картины станут серьёзными конкурентами иностранным фильмам.

Но, к сожалению, в индустрии всё не так гладко, как может показаться на первый взгляд. Самой масштабной проблемой развития онлайн-кинотеатров в России является пиратство. На протяжении многих лет в нашей стране процветала культура «нелегального» бесплатного просмотра фильмов — даже в эпоху DVD-дисков около 75% из них, по данным Ассоциации DVD-издателей, были нелицензионными, а в 2009 году объем интернет-рынка пиратского кино в России составил 220 млн долларов. Поэтому в последние годы правительство вместе с IT-компаниями ведут активную борьбу за защиту авторских прав.

Помимо антипиратского закона, принятого в 2013 году, 1 ноября 2018 года в России был подписан антипиратский меморандум, который предполагал создание реестра с пиратскими ресурсами и обязывал поисковики удалять из выдачи ссылки на них во внесудебном порядке. Соглашение подписали интернет-компании: «Яндекс», Mail.ru Group, Rambler, Rutube — и правообладатели: «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа», «Первый канал», ВГТРК, «СТС Медиа», «КиноПоиск», ассоциация «Интернет-видео» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Однако, несмотря на предпринимаемые меры и серьёзную потерю прибыли, пиратским сайтам всё ещё удается обходить систему.

Здесь в борьбу вступают сами стриминговые сервисы. Сейчас человеку нет большого смысла искать фильмы и сериалы на незащищенных пиратских сайтах с рекламой — намного легче заплатить 100 рублей за фильм в высоком качестве или 200-300 за месячную подписку.

Это в свою очередь также повышает общую ценность авторского права в России.

Интернет-пиратство
Интернет-пиратство

Что ждёт индустрию в будущем?

Онлайн-кинотеатры продолжат своё развитие: будут появляться новые платформы и спрос на оригинальный контент будет только расти. Конкурентная борьба усилится и особого успеха смогут достичь те сервисы, которые будут предоставлять что-то уникальное. Это может быть как эксклюзивное право показа какого-либо фильма или сериала, так и картины «собственного производства».

Кинотеатры никуда не исчезнут, но, возможно, часть жанров преимущественно уйдут в онлайн — например, авторское кино, которое в большинстве своём не предназначено для широкой публики, а больше подходит для рефлексии подготовленного зрителя наедине с самим собой. Телевизионные же программы продолжат выходить в гибридном режиме, но вряд ли пока кто-то из них перейдёт полностью в онлайн.

Всё это исключительно прогнозы и субъективные мнения — никто не может знать наверняка, что изменится в индустрии в ближайшие несколько лет. Но мы надеемся, что обойдётся без очередных потрясений мирового масштаба!

Автор – Чеканова Алиса