Найти тему
Точка времени

Народный автомобиль советского гражданина. Какой он: «горбатый» или «ушастый»

В конце пятидесятых личных автомобилей в семьях обычных советских граждан практически не было. Но после знаменитого визита генсека Хрущева в Америку, была поставлена задача – создать «народный» автомобиль, который могли бы себе позволить практически все.

То есть, автомобиль должен быть достаточно дешевым, чтобы его покупка не превратилась для среднестатистической семьи в недостижимую мечту. А как можно удешевить авто? Правильно, максимально упростив его конструкцию и подобрав дешевые материалы.

Фольксваген Жук
Фольксваген Жук

Идея создания «народного» авто не была новой. Такие недорогие машины выпускали в разных странах. Например, в ФРГ это был Фольксваген Жук, а во Франции – Ситроен 2CV. Эти простые и доступные авто охотно раскупали.

Советское руководство тех лет, стремясь «догнать и перегнать», поставило задачу не только сконструировать автомобиль, но и наладить его массовый выпуск, чтобы машина была в свободной продаже.

Ситроен 2CV
Ситроен 2CV

За разработку проекта отвечал Московский завод малолитражных автомобилей, который ранее уже создал автомобиль «Москвич». Поскольку на выполнение проекта были отпущены короткие сроки, конструкторы решили использовать и чужой опыт, изучив устройство импортных малолитражек, включая уже упомянутого выше «Жука».

Но не все импортные разработки могли пригодится. Ведь «их» машины были созданы для езды по ровным дорогам, а не по ухабам, как предполагалось у нас. Поэтому, наряду с заимствованиями, велась разработка собственных узлов и деталей.

Первая разработка называлась отнюдь не запорожец, она получила название «Москвич-444», внешне новый автомобиль был очень похож на (Фиат 600), хотя некоторые отличия кузовных деталей все же найти можно, поэтому нельзя сказать, что это 100% плагиат.

-3

Тем более, что на авто устанавливали двигатель, разработанный советскими конструкторами. Это был 4 цилиндровый мотор мощностью 123 л. с. И объёмом 745 см3.

Но московский автозавод не мог предоставить свои мощности для массового выпуска народного авто, поэтому производство было перенесено на территорию Советской Украины в город Запорожье. Было решено переоборудовать завод, который ранее занимался сборкой техники для сельхозработ. Завод был переоборудован в рекордные сроки.

-4

Первые автомобили, сошедшие с конвейера получили название Запорожец 965. Автомобиль получился действительно дешевым по сравнению с другими моделями. Так, за Запорожец нужно было выложить 1800 рублей, а тот же Москвич стоит 2500. Но вот с количеством выпускаемой автотехники была проблема. Желающих стать автовладельцем было много, поэтому им приходилось ждать своей очереди минимум 2 года.

-5

Со временем завод начал выпускать модифицированные модели, в том числе и экспортный вариант «Ялта» с улучшенной шумоизоляцией, дорогими материалами для отделки салона, радиоприемником и прочими «фишками».

-6

Первый вариант машины Запорожец 965 получил в народе кличку «Горбатый» из-за характерной формы кузова. А вот модель, которая пришла ему на смену (ЗАЗ-966), имела другой тип кузова, она получила прозвище «Ушастый» из-за щелей воздухозаборников по бокам.

-7

Следующая модификация ЗАЗ-968 мало отличалась внешне от предшественника, но салон был более комфортным. В нем появились ремни безопасности. Исчезли и воздухозаборники, поэтому новая модель получила другую кличку «Мельница». Эта модификация была самой массовой, её выпускали 14 лет подряд.

-8

Именно такой ЗАЗ был и у моего отца. Машинка была неказистая, но вполне рабочая. На неё уже ставили более мощный двигатель и на трассе можно было разгоняться до 120 км/ч. Автомобиль ценили за надежность. С автосервисами тогда было не очень, ремонт проводили сами в гараже или просто на улице.

-9

Но несмотря на отсутствие нормального обслуживания, машинка прослужила нашей семье более 10 лет, и потом была продана другому владельцу. Сколько она еще «пробегала» по нашим ухабам, сказать не могу. Так что, зря все так сильно ругают советский автопром. Машины были очень прочными и абсолютно неприхотливыми в обслуживании.

-10
<< Ставьте 👍 если понравилась статья. >>>
<<< Подписывайтесь на канал. >>>
< --- Спасибо, что читаете мой канал. --->