В конце пятидесятых личных автомобилей в семьях обычных советских граждан практически не было. Но после знаменитого визита генсека Хрущева в Америку, была поставлена задача – создать «народный» автомобиль, который могли бы себе позволить практически все.
То есть, автомобиль должен быть достаточно дешевым, чтобы его покупка не превратилась для среднестатистической семьи в недостижимую мечту. А как можно удешевить авто? Правильно, максимально упростив его конструкцию и подобрав дешевые материалы.
Идея создания «народного» авто не была новой. Такие недорогие машины выпускали в разных странах. Например, в ФРГ это был Фольксваген Жук, а во Франции – Ситроен 2CV. Эти простые и доступные авто охотно раскупали.
Советское руководство тех лет, стремясь «догнать и перегнать», поставило задачу не только сконструировать автомобиль, но и наладить его массовый выпуск, чтобы машина была в свободной продаже.
За разработку проекта отвечал Московский завод малолитражных автомобилей, который ранее уже создал автомобиль «Москвич». Поскольку на выполнение проекта были отпущены короткие сроки, конструкторы решили использовать и чужой опыт, изучив устройство импортных малолитражек, включая уже упомянутого выше «Жука».
Но не все импортные разработки могли пригодится. Ведь «их» машины были созданы для езды по ровным дорогам, а не по ухабам, как предполагалось у нас. Поэтому, наряду с заимствованиями, велась разработка собственных узлов и деталей.
Первая разработка называлась отнюдь не запорожец, она получила название «Москвич-444», внешне новый автомобиль был очень похож на (Фиат 600), хотя некоторые отличия кузовных деталей все же найти можно, поэтому нельзя сказать, что это 100% плагиат.
Тем более, что на авто устанавливали двигатель, разработанный советскими конструкторами. Это был 4 цилиндровый мотор мощностью 123 л. с. И объёмом 745 см3.
Но московский автозавод не мог предоставить свои мощности для массового выпуска народного авто, поэтому производство было перенесено на территорию Советской Украины в город Запорожье. Было решено переоборудовать завод, который ранее занимался сборкой техники для сельхозработ. Завод был переоборудован в рекордные сроки.
Первые автомобили, сошедшие с конвейера получили название Запорожец 965. Автомобиль получился действительно дешевым по сравнению с другими моделями. Так, за Запорожец нужно было выложить 1800 рублей, а тот же Москвич стоит 2500. Но вот с количеством выпускаемой автотехники была проблема. Желающих стать автовладельцем было много, поэтому им приходилось ждать своей очереди минимум 2 года.
Со временем завод начал выпускать модифицированные модели, в том числе и экспортный вариант «Ялта» с улучшенной шумоизоляцией, дорогими материалами для отделки салона, радиоприемником и прочими «фишками».
Первый вариант машины Запорожец 965 получил в народе кличку «Горбатый» из-за характерной формы кузова. А вот модель, которая пришла ему на смену (ЗАЗ-966), имела другой тип кузова, она получила прозвище «Ушастый» из-за щелей воздухозаборников по бокам.
Следующая модификация ЗАЗ-968 мало отличалась внешне от предшественника, но салон был более комфортным. В нем появились ремни безопасности. Исчезли и воздухозаборники, поэтому новая модель получила другую кличку «Мельница». Эта модификация была самой массовой, её выпускали 14 лет подряд.
Именно такой ЗАЗ был и у моего отца. Машинка была неказистая, но вполне рабочая. На неё уже ставили более мощный двигатель и на трассе можно было разгоняться до 120 км/ч. Автомобиль ценили за надежность. С автосервисами тогда было не очень, ремонт проводили сами в гараже или просто на улице.
Но несмотря на отсутствие нормального обслуживания, машинка прослужила нашей семье более 10 лет, и потом была продана другому владельцу. Сколько она еще «пробегала» по нашим ухабам, сказать не могу. Так что, зря все так сильно ругают советский автопром. Машины были очень прочными и абсолютно неприхотливыми в обслуживании.
<< Ставьте 👍 если понравилась статья. >>>
<<< Подписывайтесь на канал. >>>
< --- Спасибо, что читаете мой канал. --->