Найти тему
Rasgovorim

Всегда ли вы вникаете в смысл незнакомого вам слова?

Когда вы общаетесь с другими людьми, легко ли вам доносить до них свои мысли ? Мне, например, легко почувствовать настроение собеседника и начать общаться с ним на общей волне. Но выразить свои мысли правильно, облечь их в единственно подходящие им слова и выражения, так, чтобы не получилось, что "мысль изреченная есть ложь" - это целое искусство и, мне кажется, нет совершенства процессу оттачивания точности своей речи. Бывает, что вам после разговора кажется, не те слова подобрал, не те выражения, а ведь вроде так понимал собеседника, так сочувствовал?

Когда мы говорим, мы мало задумываемся о том, какие функции есть у речи. На самом деле, их всего две основные - сигнификативная и коммуникативная.

Про коммуникативную все понятно - мы вступаем в общение, чтобы дать или получить информацию. Общение может быть устным, личным, а может быть письменным, в том числе через книги. Какое общение вам больше нравится - устное или письменное? Предпочитаете получать информацию из беседы с человеком или из книг?

С сигнификативной функцией все еще проще - речь обозначает предметы, явления реального мира вместе с их свойствами, связями и действиями, то есть эта функция - про смыслы. Единство обозначения предметов и явлений у слушателя и говорящего и делают возможным взаимопонимание в процессе общения. Человек высказался, но собеседник не понял смысл того, что он сказал - коммуникация произошла или нет?

Возникает вопрос , зачем все это вообще знать и как это можно использовать в жизни?

Очень просто. Если у ребенка есть проблемы с коммуникативной функцией речи, то ему будет трудно обращаться с просьбами даже к близким людям, он или попробует получить желаемое самостоятельно или будет требовать его криком. А также у него могут быть серьезные проблемы в общении со сверстниками. Все это, конечно же, может сопутствовать человеку и во взрослом возрасте. Знаете людей, которые не могут ни вести, ни поддерживать диалог? Причиной может быть банальное нарушение коммуникативной функции речи.

В данной статье хотелось бы обратить внимание именно на смысловое наполнение речи. Часто родители успокаиваются, когда ребенок научается говорить, становится способен к простейшей коммуникации и дальше с ним развитием речи не занимаются. Напрасно. Речь - это тот ресурс, который необходимо пополнять, развивать постоянно. Необходимо постоянно работать над расширением словарного запаса, формировать свой "тезаурус".

Первая проблема, которую следует решить на пути улучшения речи, ее содержания как у взрослого, так и у ребенка - это научиться вникать в смысл слова. Бывает такое, что вы говорите, рассчитываете на одну реакцию собеседника, а получаете совсем другую просто потому, что человек не вник в смысл ваших слов?

Для работы с этой стороной речи можно выполнять несложные упражнения. Так, для понимания смысла слова полезно к данному слову подобрать однокоренные слова, объяснять смысл слов. Например, подберите однокоренные слова к следующим:

  • наводнение,
  • моряк,
  • носорог,
  • сороконожка.

Кто подберет больше однокоренных слов - тот выиграл!

Можно порекомендовать всем известные игры, такие как "Крокодил" (показываем слова жестами), "Активити" (Ведущий должен объяснить слово другим игрокам. Вытаскиваете карточки с заданиями — и объясняете их рисунком, пантомимой или через синонимы), "Элиас"(Нужно вытащить карточку и объяснить слово своему напарнику, ответы ограничиваются по времени. Объяснять можно звуками, пением или словами, но использовать однокоренные слова нельзя. Приближение к финишу зависит от скорости ответов игроков).

Упражняйтесь, играйте, развивайте свою речь, становитесь гуру выражения своих мыслей!