Для многих начинающих бизнесменов франшиза является оптимальным выбором, так как позволяет войти на рынок с уже известным брендом, выстроенными процессами и поддержкой от франчайзера. Но помимо очевидных достоинств есть и недостатки, о которых тоже не стоит забывать.
Преимущества
Старт не с нуля
Начать вести бизнес с нуля может быть непросто. Надо изучить рынок, написать бизнес-план, создать продукт и найти способ его продавать. Франшиза известного бренда позволяет пропустить по крайней мере часть из этих шагов — продукт уже знают и платят за него, остается грамотно выстроить процессы, найти сотрудников и начать работу.
Репутация
«Сначала ты работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя» — в случае с правильно выбранной франшизой работать на репутацию почти не нужно, это сделали до вас. А вам остается соответствовать — благо есть стандарты и регламенты, которые вырабатывались годами, а иногда десятилетиями.
Обучение
Понимать, как устроены рынок и продукт на базовом уровне, конечно, не помешает, но многими знаниями может поделиться франчайзер. Главное узнать заранее, как проходит обучение. Онлайн или офлайн? Заложены ли затраты на обучение в первоначальный взнос, или вам придется платить за него отдельно?
Часто франчайзеры обучают новых партнеров, объясняют специфику бизнеса и делятся учебными материалами — всё это здорово помогает на начальном этапе.
Закупки по низким ценам
Многие франчайзеры закупают товар для бизнеса большими партиями и продают франчайзи с небольшой наценкой. Это хорошая возможность сэкономить деньги и время на поиск поставщиков.
Недостатки
Большие затраты
Сумма первоначального взноса может быть довольно высокой, иногда доходя до десятков миллионов рублей. Также стоит не забывать про роялти — регулярные отчисления за право работать под маркой франчайзера.
Эти недостатки нивелируются тщательным изучением договора с юристом. Плюс у некоторых франшиз нет роялти. В таких случаях, как правило, франчайзи платит бренду только в самом начале. Но тут стоит быть осторожнее — есть много компаний, которые зарабатывают на первоначальных взносах, никак не поддерживая франчайзи.
Ограничения
Все преимущества открытия франшизы померкнут, если франчайзи хочет делать всё по-своему. Ведь цвета в логотипе давно выбраны, продукт разработан, а процессы отлажены. Это справедливая плата за удобство, репутацию бренда и помощь на старте, но для тех, кто любит контролировать всё от начала до конца, такой подход может стать серьезным минусом.
Проблемы с репутацией у бренда
Иногда у бренда происходят неприятности, из-за которых можете пострадать и вы. Особенно это касается франшиз, работающих по всей стране. Некорректное публичное высказывание директора сети или проблемы с законом — всё это волной может дойти и до вас, хоть вы и ни при чем.
Благо, помимо глобальной репутации бренда, есть еще и локальная, ваша репутация, которая в большей степени зависит от того, как вы работаете на своих точках.
Лучшее применение этой статьи — изучить все недостатки и придумать, как можно сократить потери от них, попутно пользуясь всеми преимуществами, которые дает франшиза.