Когда у молодого воина из Союза Пяти Наций ирокезов доставало уверенности проявить себя на военной тропе и завоевать авторитет среди соплеменников посредством нанесения урона врагам племени, для начала он сообщал о своем замысле двум-трем самым верным друзьям. Если товарищи соглашались с замыслом своего друга, то они от своего имени приглашали других молодых воинов деревни на пир, где главным угощением служила собака.
Дело не в том. что собачье мясо очень нравилось ирокезам, а в том, что это было редкое угощение по самым торжественным случаям, к тому же собака служила эмблемой верности среди большинства племен региона. Когда все желающие собрались, то устроители пира в самых красноречивых словах описывали подвиги, которые они собираются совершить, и все кто был согласен отправится вместе с ними съедали по кусочку собачатины.
В ночь перед походом индейские воины устраивали грандиозный пир, на который приглашались самые заслуженные и известные бойцы Пяти Наций. Праздник проходил в большом Длинном доме, где устраивался военный танец под аккомпанемент ударов по котлу, в котором была сварена собака. Воины с раскрашенными по боевому лицами сидели вдоль стен и каждый из них по очереди вставал, чтобы спеть военную песню, сначала про великие Деяния предков, а потом про собственные, если они конечно были.
Каждый подвиг, о котором пел воин, сопровождался танцем-пантомимой, рассказывающим как происходило дело. Время от времени голоса слушателей подхватывали песню, объединяясь в общий хор, при этом все хлопали, когда речь заходила о самых известных подвигах. Солист хвастался боевыми ранами, полученными от врагов и превозносил храбрость и мужество своих славных предков, поднимая, таким образом, свой боевой дух до недосягаемых высот.
Иногда белые для собственного развлечения уговаривали молодых воинов ирокезов разыграть для них такой боевой танец, и индейцы, даже в таком случае, отрабатывали от и до так, что присутствующих бледнолицых охватывало беспокойство за собственные жизни.
На следующий день воины отправлялись в поход. Они выходили из деревни в торжественном молчании, облаченные в свои самые лучшие одежды и украшения. Один английский офицер, командовавший фортом Хантер на реке Мохок, рассказывал, что однажды стал свидетелем выступления такого отряда. При таком стечение обстоятельств индейцы рассчитывали, что им будут оказаны все воинские почести, полагающиеся в таких случаях.
Поэтому он вывел весь гарнизон за ворота на торжественное построение. Когда мимо строя проходили индейцы, солдаты проделывали оружейные приемы, а барабанщик отбивал марш. Офицер пояснил, что прояви он меньшее уважение, индейцы остались бы не довольны. Туземные воины шли цепочкой друг за другом, сохраняя бесстрастное выражение лица и не произнося ни слова. Когда каждый из них подходил к офицеру, то снимал с плеча ружье и стрелял в землю возле ноги англичанина.
Таким порядком индейцы проходили две или три мили от деревни, в некотором отдалении от воинов следовали женщины, которые несли в котомках старую одежду своих мужей, сыновей и внуков. Дойдя до определенного места, воины переодевались и женщины уносили парадную одежду своих мужчин в деревню. Прежде чем отправится в дальнейший путь, воины расписывали какое-нибудь большое дерево.
Обычно это был дуб, как самое крепкое и долговечное из деревьев. С одной стороны дерева снималась кора и на гладкой поверхности красной краской рисовалось одно или два каноэ с гребцами по количеству людей, отправившихся в поход. Обычно ирокезы до самой последней возможности пользовались каноэ во время военного похода, т.к. это самый удобный способ путешествия в лесной стране.
После возвращения из похода, воины останавливались в том же самом месте откуда поход начинался. Они отправляли гонца известить деревню о своем возвращении, чтобы жители успели приготовиться к торжественному приему, чей размах зависел от величины достигнутых в походе успехов. Пока суть да дело, воины изображали на том же самом или соседнем дереве достижения своей экспедиции.
Теперь каноэ были нарисованы так, что головы гребцов были обращены к деревне. Число убитых врагов обозначено значками скальпов, выкрашенных в черный цвет, а число пленных таким же количеством ивовых жгутов (на рисунках ирокезов они мало чем отличались от крючка, на который подвешивают котелок), которыми они обычно вяжут своих пленников.
Эти деревья являлись Архивом или скорее Книгой Трофеев Пяти Наций ирокезов. Этими рисунками и своими военными песнями ирокезы сохраняли историю своих великих достижений. По словам одного англичанина "торжественный прием воинов, вернувшихся из успешного похода, не оказывал такого же эффекта в части возбуждения стремления к славе, какой Триумф оказывал на древних римлян".
Источник - История пяти индейских народов Канады, которые подведомственны провинции Нью - Йорк, и являются барьером между англичанами и французами. Автор Кадвалладер Колден, 1727 год.
P.S. За 70 лет до описываемого времени, когда дело шло об ежегодной большой войне, воины ирокезов в октябре ставили в Доме Совета военный котел, в который в течении зимы каждый желающий пойти в поход кидал какую-нибудь вещицу. В феврале этот котел "ставили на огонь" и начинался военный праздник, сродни описанному выше, правда во время него танцора били, кололи и прижигали, испытывая его мужество.