Едва выделившись из мира природы, человек попытался осмыслить — кто он такой? Каково его место в мире? И что такое сам этот мир? Сколько народов — столько ответов.
В эпосе мир возникает из хаоса, из воды, из яйца, а люди — кто прибыл с Сириуса, кто вылеплен из глины, а кто и потомок медведя, сбросивший шкуру. Десятки, если не сотни вариантов — фантазия наших предков поистине не знала границ.
(И кто же сегодня не знает, что Россия - Медведь, Китай - Дракон, Британия - Лев, Франция - Петух...)
Тайны рождения, смерти, сна объясняются так фантастически и так поэтично, что предания, дошедшие до нас из баснословной древности, не теряют своей свежести и обаяния.
Центральное понятие древнегреческой мифологии — «космос» — буквально переводится как «порядок». Это и Вселенная, и общие для Вселенной законы, которым подчиняются оба мира — как видимый, так и невидимый. Это законы судьбы, рока, изменить которые не под силу никому.
Мифологическое мировоззрение населило мир добрыми и злыми духами, эльфами и друидами, гномами и титанами, говорящими животными и героями — людьми, чьи возможности, физические и духовные, намного превышали обычные человеческие.
Сказки? Нет, все эти представления казались нашим предкам вполне реальными. И лишь тогда, когда, благодаря накоплению человеческого опыта, картина мира изменилась — прежние представления были оставлены потомкам в виде эпических поэм, былин, сказок. И наконец, любимого всеми жанра фэнтези.
Миф — общий предок философии, науки, искусства и религии. Именно миф сформировал и сохранил важнейшие культурные понятия — о добре и зле, подлости и героизме, о нормах человеческих отношений, о накоплении духовного опыта и его сохранении.
В принципе, мифологическое сознание совместимо с любым другим — не случайно существует понятие «миф истории». Любое историческое событие через 100—200 лет превращается в национальный эпос. Потомки отбрасывают подробности — и создают картины былых сражений, революций, географических открытий, вызывающие восторг, преклонение, гордость.
Неудивительно, что исторические мифы разных народов — в остром противоречии. Если для американцев День открытия Америки — главнейшая дата в истории, то для индейцев это — Чёрная дата, День начала конца.
Нам трудно понять восторг поляков перед Наполеоном, а ведь восторг действительно непреходящий, если парфюмерный бренд Польши - "Пани Валевска"! И двести лет спустя гордятся тем, что была у Великого Друга Польши временная избранница - полька.
Но есть в мифах сюжеты и мотивы, общие для всего человечества. Золотой век, Потерянный рай. О времени, когда не было причин для вражды, потому, что на юной изобильной Земле всего хватало всем. Но люди оказались слишком плохи для такого прекрасного мира.
А ведь на самом деле «в начале времён» век был пещерный, и условия жизни в нём были с жизнью едва совместимы.
В чём же дело, откуда такие светлые «воспоминания»?
Очевидно, здесь сработало свойство человеческой памяти забывать о тяготах жизни, и вспоминать лишь о светлых её сторонах. Обязанность каждого жить для блага ближних, вместе добывать пищу и справедливо её распределять, взаимопомощь, равенство всех членов первобытного племени — вот по чему затосковали потомки. Так можно ли удивляться мифологизации социализма? Она неизбежна.
Миф истории творится непрерывно.
В своей школе в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой устроил открытый урок для молодых учителей. Он рассказывал детям об Отечественной войне 1812 года, и рассказывал так, что лица детей сияли гордостью за славу русского оружия, за великодушие победителей, за собственных прадедов… Ведь эти дети ещё помнили, кем были в той войне их личные предки!
По окончании урока один из начинающих учителей заметил, что не всё в той войне было так просто и однозначно. Хватало и случайностей, и бездарностей, и случаев предательства.
Великий писатель ответил, что ЛЮБИТЬ и ГОРДИТЬСЯ человек обязан раньше, чем ЗНАТЬ. Иначе он не станет представителем своего народа.
Но вот сценка из современной жизни:
Группа детского сада возлагает цветы к Вечному огню. Подходит папа одного из малышей, и начинает рассказывать, что ничего героического бедные солдатики не совершили, а погибли в этих болотах по глупости своего начальства.
Что бы Вы сказали этому папаше, и что — детям?