Как определить, понимает ли ребёнок текст? Этот вопрос очень часто задают взрослые, которые знают, насколько важно с ранних лет учился не просто озвучивать текст или пробегать его глазами, а воспринимать и по-настоящему понимать.
Любой текст содержит три уровня информации. На поверхности всегда лежит то, о чём в тексте сообщается прямо, в явном виде (фактуальная информация). Её вычитывать проще. Есть подтекстовая информация. Это то, о чём прямо не говорится, но читатель догадывается, как бы читает «между строк». И есть главные смыслы текста, некая «главная мысль», которую читатель должен самостоятельно сформулировать. И нужно убедиться, что все эти уровни информации ребёнок в тексте видит.
Вот, например, стихотворение Даниила Хармса.
ДОБРАЯ УТКА
Речку переплыли
Ровно в полминутки:
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
А курица на утке.
О чём в этом тексте сказано прямо, в явном виде? О том, что через речку переправились утка, утёнок, курица и цыплёнок, причём цыплёнок сидел верхом на утёнке, а курица на утке. И утка эта добрая (см. заглавие). Всё вроде просто и понятно.
А о чём автор стихотворения сообщает читателю неявно, «между строк»? О том, что речка неширокая, это скорее ручеёк, раз её переплыли в полминутки, то есть за 30 секунд, очень быстро. Ещё о том, что курица и цыплёнок не умеют плавать, поэтому им понадобилась помощь. А утка и утёнок плавают хорошо. И они помогли курице и цыплёнку. Вот сколько всего говорится! И эту весёлую переправу можно легко представить, включив воображение, и нарисовать.
Понятно, что это стихотворение-игра, в нём повторяется одна и та же строчка, его можно читать, весело отбивая ритм, использовать как считалку и т.д. И это нужно почувствовать, передать при чтении.
А если мы зададим вопрос, почему так называется стихотворение и почему утка добрая, какого ответа будем ждать от ребёнка? Утка добрая, потому что помогла курице переправиться через речку. Но не только поэтому. Смысл стихотворения глубже: утка ведь не только сама добрая, готова прийти на помощь, но и своего утёнка научила доброте.
Вот сколько смыслов в таком маленьком и, на первый взгляд, простом и понятном стихотворении. И если ребёнок всё это в тексте увидел, почувствовал ритм и настроение, выбрал, читая вслух, подходящий темп чтения и интонацию, значит, он умеет воспринимать и понимает текст.
Е.В.Бунеева, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий