Представьте ситуацию: вас нашёл клиент, заказал фотосессию, вы на неё пришли, провели съёмку продолжительностью 4 часа, вернулись домой, вставили флешку в компьютер и обнаружили, что она неисправна.
Тема достаточно актуальная потому что мало кто из фотографов знает как выходить из этой неприятной ситуации, а она в вашей карьере хоть единожды, но случится.
В первую очередь, если вы вставили флешку в компьютер и увидели, что она не читается, то не спешите предпринимать какие-либо опрометчивые шаги.
Попробуйте сделать механическую чистку
Возможно, что флешка не читается просто лишь потому, что загрязнились контакты. В этом случае ватная палочка и немного слабого растворителя (но не воды!) позволят вам оживить вашу карту памяти.
Не забывайте, что разъём вашего компьютера также подвергается загрязнениям и его тоже следует почистить. Будет лучше, если вы сможете с достаточной силой дунуть в разъём, например, используя баллончик со сжатым воздухом. Если его нет, то хорошенько дуньте в разъём ртом.
Очистив контакты попробуйте вставить флешку в компьютер 5-7 раз. После этого вы гарантированно создадите контакт и компьютер увидит флешку.
Обращаемся к производителю
Если предыдущая операция не помогла, то придётся обратится в официальный сервис и попросить восстановить информацию с карты памяти.
Чаще всего данная процедура приводит к тому, что сервисмены окажутся не в состоянии вам помочь и тогда можно с полной уверенность сказать – фотографии утрачены безвозвратно.
Что означает потеря фотографий
С точки зрения законодательства поломку оборудования следует относить к ответственности фотографа. Это не форс-мажор, не чрезвычайные обстоятельства, поэтому снять или уменьшить ответственность фотографа за поломку флешки путём включения соответствующего отказа в договор не получится.
Вместе с тем, советую при заключении договора обговорить отдельным пунктом, что отказ техники не свидетельствует о вине фотографа, его халатности или преднамеренных действиях направленных на ликвидацию снимков.
В таком случае, поломка карты памяти юридически приведёт лишь к неисполнению договора авторского заказа, а это уже совсем другая ответственность.
Как правильно урегулировать ситуацию связанную с утратой данных
Начну с того, что в результате поломки флешки пострадает только ваша репутация и ничего более. За всё остальное можете не переживать.
В идеальном случае нужно предложить клиенту провести повторную фотосессию бесплатно. Если по объективным причинам это невозможно, например, потому что вы снимали свадьбу или выписку из роддома, которые не повторить, то предложите альтернативные виды фотосессий. Лучшим выбором будет симуляция тематических фотосессий в фотостудии.
Если клиент ни на что не согласен, то остаётся объяснить ему, что вы возвращаете деньги и готовые фотографии передать не можете. Лучше всего осуществлять возврат на карту или банковский счёт. В таком случае от вас не потребуется дополнительного подтверждения передачи денег.
Кстати, если вы потеряли не все фотографии, а только их часть, то и возвращать нужно только часть денег. Например, вы договорились осуществить свадебную фотосессию и передать 1000 фотографий. За услуги запросили 100 тысяч рублей. Если окажется, что вы потеряли 100 фотографий, то возвращайте только 10 тысяч рублей. Всю сумму отдавать назад не стоит.
Что делать, если клиент оказался недоволен утратой фотографий
Этот вопрос каждый фотограф улаживает самостоятельно. Будет хорошо, если вы сможете как-то компенсировать моральные потери, например, принести свои извинения.
Помните, что потеря данных на флешке – это случайность, поэтому никогда не следует возмещать такую потерю в денежной форме.
Мне представляется, что репутационных потерь при поломке оборудования избежать не удастся в любом случае, поэтому я бы особо не заморачивался над различного рода компенсациями. Если не получилось сделать фотографии, то просто верните деньги и этим ограничьтесь.