Найти в Дзене
Психология для всех!

Почему не стоит дарить детям слишком много подарков

Как родители «ломают» самое главное звено в цепочке детской мотивации Многие из нас стараются предугадать желание ребенка. Например, он хочет новый конструктор из только что вышедшей серии. Мы идем в магазин - и покупаем сразу два набора, а третий и четвертый заказываем родственникам на новогодние подарки.
Что получается потом?
Мы хотели как лучше. Да и сам ребенок определенно счастлив. Ведь вместо одного набора у него за короткое время оказалась сразу вся серия.
Что же здесь может быть не так?
Предлагаем вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой разобраться, как устроена цепочка детской мотивации.
Цикл детской мотивации выглядит так: Пока одно из звеньев не «сломается».
«Все дети чего-то хотят и интересуются новым. Это чувство новизны эволюционно обусловлено. Выжили те наши предки, которые пошли «за угол» посмотреть, есть ли там еще что-нибудь вкусное.
А те, которые нелюбопытные, у кого этого интереса и «хочу» не было, умерли там, где остались, потому что

Как родители «ломают» самое главное звено в цепочке детской мотивации

Многие из нас стараются предугадать желание ребенка. Например, он хочет новый конструктор из только что вышедшей серии. Мы идем в магазин - и покупаем сразу два набора, а третий и четвертый заказываем родственникам на новогодние подарки.

Что получается потом?

Мы хотели как лучше. Да и сам ребенок определенно счастлив. Ведь вместо одного набора у него за короткое время оказалась сразу вся серия.

Что же здесь может быть не так?

Предлагаем вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой разобраться, как устроена цепочка детской мотивации.

Цикл детской мотивации выглядит так:

-2

Пока одно из звеньев не «сломается».

«Все дети чего-то хотят и интересуются новым. Это чувство новизны эволюционно обусловлено. Выжили те наши предки, которые пошли «за угол» посмотреть, есть ли там еще что-нибудь вкусное.

А те, которые нелюбопытные, у кого этого интереса и «хочу» не было, умерли там, где остались, потому что все съели.

Любознательность и желание попробовать новое у нас в крови.

После того, как возникает это «хотение», мы пробуем, и на этом этапе происходит выброс дофамина, связанный с предвкушением.

Затем, допустим, у нас получается то, что мы пробуем, происходит положительное подкрепление, и это заворачивает нас на новый цикл «хотения».


Что может сломаться на этапе «хочу»?

Например, предвосхищение желания. Когда мы дарим ребенку что-то, предугадывая его желание, сам ребенок не успевает «похотеть». То есть мы создаем ситуацию, в которой ребенок получает все, что он мог бы теоретически захотеть. Ребенок пропускает очень важный момент рефлексии - саму возможность задаться вопросом, что именно он хочет.

«Хочу» ребенка не успевает сформироваться.

То же самое происходит, когда ребенку предлагают огромное количество кружков, музеев, развивающих занятий, и у него нет момента, когда он может обозреть мир и сам подумать, чем бы он хотел заниматься».

Когда мы пытаемся дать детям все лучшее сразу, мы невольно вторгаемся в их способность проводить диагностику собственных желаний.

«Действительно ли это то, чего я хочу?»
«А что я хочу потом, когда исполнится первое желание?»
«Вот это я хочу больше, чем то?»
«Какое у меня самое заветное желание?»


Когда ребенок загадывает желание, самое важное, что мы можем сделать - помочь ему дотянуться до той звезды, на которую он показал.

Но не приносить к его ногам звездопад из желаний, которые еще даже не вспыхнули в его сознании.