Для России XVIII века - время становления абсолютной монархии в форме самодержавия. Абсолютизм стал закономерным результатом социально-экономического и политического развития страны, когда уже зарождались буржуазные отношения, а также обострялась классовая борьба и внутриклассовая среди феодалов.
Наряду с регулярной армией, карательными органами, денежными налогами важнейшим атрибутом абсолютизма стала бюрократия (от французского bureau - контора и греческого kratos - власть), которая означила всесильную власть канцелярий, учреждений и служащих в них чиновников.
Формирование бюрократии было обусловлено дальнейшим выдвижением на историческую арену дворянства - опоры самодержца в борьбе с родовитой знатью за неограниченную власть и закреплением с помощью чиновничества политического господства дворянства.
Абсолютная монархия, берясь за централизацию государства, постепенно реформирует аппарат управления, детально регламентируя его функции, компетенцию и принципы комплектования. В государстве складывается строгая иерархия учреждений и должностей, предусматривающая подчинение низших звеньев администрации высшим, а всего чиновничества - монарху.
Первая бюрократическая лестница чинов была законодательно закреплена Петром I 24 января 1722 года в знаменитейшей "Табели о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя бы и старее кто в том классе пожалован был".
Формирование "Табели о рангах" продолжалась на протяжении трёх лет. Помимо самого Петра I, подготовкой "Табели" занимались такие крупные государственные деятели, как канцлер, сенатор, граф Г. И. Головкин, вице-канцлер, сенатор, граф А. И. Остерман, вице-канцлер, сенатор, барон П. П.Шафиров; сенаторы, князья Д.М. и П. А. Голицыны, Г. Ф. Долгоруков, Д. К. Кантемир, А. Д. Меньшиков, графы Ф. М. Апраксин, Я. В. Брюс, А. А. Матвеев, И. А. Мусин-Пушкин, П. А. Толстой, П. И. Ягужинский, члены присутствия Военной коллегии генерал-майоры И. И. Дмитриев-Мамонов и М. А. Матюшкин. Редакция "Табели" обсуждалась в Сенате, Военной, Адмиралтейской и Иностранной коллегиях.
При подготовке этого закона были использованы: Воинский и Морской уставы, Генеральный регламент коллегий, инструкции и регламенты центральным и местным учреждениям, системы государственных и придворных должностей и чинов, существовавших в русском государстве в XVI - XVIII веках.
В то же время, при разработке норм "Табели о рангах" учитывался опыт законодательств европейских абсолютистских государств. Брали, так сказать, лучшее по мнению составителей. Наибольшее влияние оказали правовые нормы Шведского, Датско-Норвежского и Прусского королевств.
Тем не менее, в отличии от регламентов о чинах большинства западноевропейских государств, новый российский закон поставил на первое место задачи укрепления государственного аппарата и власти абсолютного монарха. Так, придворные чины, звания уступали первенство военным и гражданским; в чиновничьей иерархии отсутствовала родовитая титулованная знать и духовенство; служба императору признавалась не привилегией, а обязанностью. (Правда, Манифестом о вольности дворянства от 18 февраля 1762 года обязанность государственной службы была отменена.) Получение чинов, дававших дворянское достоинство, являлось высшей наградой за службу монарху.
Закон, изменивший принцип комплектования чиновничества, отвечал прежде всего интересам дворян. На смену иерархии чинов, основанной на знатности происхождения (как это было в XVI-XVII веках), вводилась иерархия в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг и знаний.
При введении "Табели" древние русские чины, такие как, например, бояре, окольничие, стольники, дьяки не были формально упразднены, но пожалование ими прекратилось. С 24 января 1722 года все вновь введённые чины: воинские (подразделявшиеся, в свою очередь, на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские и придворные были разбиты на 14 классов или рангов с низшего 14-го до высшего 1-го. В армии, на флоте и на гражданской службе шесть нижних чинов объединялись названием обер-офицерских, четыре следующих назывались штабс-офицерскими и четыре высших - генеральскими. Это уравнивало представителей разных слоев господствующего феодального класса перед самодержцем, а также создавало более благоприятные условия для привлечения в государственный аппарат выходцев из других сословий.
Если ранее царь жаловал в дворянство лишь отдельных лиц, то при Петре I стало юридической нормой, что выходцы из непривилегированных сословий становились дворянами по мере выслуги. "Табель о рангах" установил порядок получения дворянского достоинства на государственной службе. Получение восьми первых рангов по гражданской и придворной службах и первого обер-офицерского чина (14-й ранг) на военной службе давало недворянину и его жене потомственное дворянство и все сословные дворянские права и привилегии без особого утверждения в этом состоянии, то есть, автоматически.
Дворянское звание распространялось только на законных детей, рождённых уже по получении отцом этого чина или только на одного сына, рождённого до получения дворянского достоинства (с 5 марта 1874 года право получения потомственного дворянства распространено на всех законных детей). Чиновники 9-14-го классов получали личное дворянство. Лично дворянство сообщалось браком от мужа к жене, которая не утрачивала его (как и потомственного дворянства) и при вторичном выходе замуж за недворянина. Дети же личного дворянина причислялись к потомственному почётному гражданству.
Помимо права на получение потомственного дворянства, "Табель о рангах" устанавливал полуторагодовой срок проверки принадлежности человека к "благородному" сословию и для получения герба. Гербы давались лицам, получившим дворянское достоинство за службу в армии или в гражданских государственных учреждениях, "смотря по заслугам".
Столбовые или "старые" дворянские фамилии постоянно добивались ограничения в производство в дворянство по службе. И вот 9 декабря 1858 года выходит закон, повышающий ранги чинов, дающих потомственное и личное дворянство. Для получения потомственного дворянства надо было уже дослужиться до 4-го класса дворянской службы и до 6-го военной.
По этому же закону утверждались сроки получения чинов причём никто не мог быть произведён через чин или, минуя низшие чины, прямо в высшие. Для представления к производству в чины за обыкновенную выслугу требовалось отслужить: с 14-го по 8-й класс и с 8-го по 5-й - по 12 лет, от 5-го по 4-й - 5 лет и от 4-го до 3-го - 10 лет. Впрочем, закон 1811 года устанавливал такой очень очень немаловажный регулятор, как "усердное и похвальное отправление службы, начальством засвидетельствованное". Но с 5 октября 1906 года даже за отличия нельзя было представить к чину действительного статского советника (4-й класс) лицо, прослужившее в классных чинах менее 20 лет. Производство же в 1-й и 2-й классы оставалось исключительно за самодержцем.
На этом первая часть рассказа о российской "Табели о рангах" заканчивается и продолжение повествования в следующих наших статьях.