Если ты, как и я, регулярно вписываешься во всякие обучающие движухи, то наверняка делаешь это не просто ради развлечения. Наша цель — освоить навык и запомнить информацию, чтобы свободно ей пользоваться до самой пенсии и дальше. Так что сегодня напоминаю, как подходить к обучению, чтобы знания не испарялись в ближайшие пару недель после окончания курса.
1) Сосредоточиться
Послушать лекцию вполуха, конечно, лучше, чем не послушать совсем. Но многозадачность истощает внимание и ослабляет запоминание. Гораздо эффективнее погрузиться в материал с самого начала, чем кое-как пробежаться, а потом всё равно тратить дополнительное время, чтобы разобраться нормально. Поэтому "включить внимание" должно быть первой командой себе, когда садишься за учёбу. Помни, что внимание работает как фонарик: на что светишь, то и замечаешь, а значит запоминаешь.
2) Записывать
Олдскульно, от руки. Ладно, можно проапгрейдиться до айпада и пера — главное, чтобы задействовались навыки письма (1). Это улучшает запоминание и усвоение материала, потому что активно работает моторная и зрительная системы. Плюс пишем мы обычно медленно, а значит успеваем обработать информацию, понять её и "сконцентрировать". Так что конспект — это не пережиток прошлого, а вполне себе рабочий инструмент.
Если же письмо от руки — ну вот совсем не твоё, это не значит, что от записей толку не будет. Электронные заметки тоже ок, хотя в печатании больше автоматизма. Только избегай искушения работать в режиме "вырезать-вставить": так ты пропускаешь важный этап обработки информации, и весь смысл заметок теряется.
3) Возвращаться
Помнишь, как перед экзаменом зубришь чуть ли не наизусть, а через неделю после сдачи — пусто, хоть заново учи. Всё из-за того, что новый материал не успевает закрепиться, то есть перейти из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому к нему надо обязательно возвращаться, если знания нужны надолго (2). Но простого перечитывания недостаточно: оно создаёт иллюзию запоминания, потому что страничка с текстом кажется очень знакомой, но это ничего не говорит о реальном усвоении материала.
4) Проверять
Побудь собственным экзаменатором и проверь знания (3). Для этого придумали все эти флеш-карточки, тест, и прочие квизлеты. Вопросы для себя на будущее можно писать в процессе подготовки — как будто готовишь билеты на экзамен. Ещё вариант — объяснить концепцию другу или коту либо просто выписать ответ из памяти, не подсматривая в конспект. Такое активное вспоминание не просто помогает запомнить, но и вскрывает области, где знаний не хватает.
5) Делать паузы
Уже более чем достаточно исследований, которые показывают, что интервальное повторение — наш лучший друг (3). Например, вместо шести часов в один присест распредели обучение на три дня по два часа. А потом вернись к изученному через пару дней, неделю, месяц —запомнишь навсегда. Для особо важных вещей я, например, составляю календарь: он присылает уведомления, когда пришло время повторить ту или иную тему.
Это не значит, что учиться можно только час-два в день. Просто переключайся между разными тематиками: чередование тоже улучшает усвоение новой информации, так как заставляет подключать долговременную память и активное вспоминание. Так что дай мозгу отдохнуть от английского за игрой на гитаре или просмотром видео по истории искусств, например.
6) Двигаться
Выползи ненадолго из-за рабочего стола и пройдись пешком. Или пробегись, или поплавай, или потанцуй — что угодно аэробное подойдёт. Во-первых, физнагрузки помогают снижать стресс и тревожность, которые плохо влияют на память. А во-вторых, есть данные, что аэробные упражнения даже увеличивают количество нейронов в областях мозга, отвечающих за память (4). Ну, и просто свежим воздухом подышать тоже полезно. Лето всё-таки.
А у тебя есть любимые лайфхаки для обучения? Делись в комментариях — будем учиться вместе ;)
— — — — —
1) Mueller P. A., Oppenheimer D. M. (2014). The pen is mightier than the keyboard: Advantages of longhand over laptop note taking. Psychological science, 25(6), 1159-1168.
2) Karpicke J. D., Roediger H. L. (2008). The Critical Importance of Retrieval for Learning. Science, 319(5865): 966–968.
3) Dunlosky J. et al. (2013). Improving students’ learning with effective learning techniques: Promising directions from cognitive and educational psychology. Psychological Science in the Public Interest, 14(1): 4-58.
4) Shors, T. J., Olson, R. L., Bates, M. E., Selby, E. A., & Alderman, B. L. (2014). Mental and Physical (MAP) Training: a neurogenesis-inspired intervention that enhances health in humans. Neurobiology of learning and memory, 115, 3-9.