«ОнкоДоктор» расспросил троих врачей об этих технологиях.
Ирина Страдаева, врач-онколог, химиотерапевт, заведующая отделением химиотерапии:
Химиотерапия — это один из видов лекарственного лечения рака. Мы используем такие лекарственные средства, которые тормозят развитие опухоли или необратимо повреждают опухолевые клетки.
В зависимости от ситуации, мы назначаем один из трех видов химиотерапии:
- Системная химиотерапия — введение цитотоксических препаратов внутрь, подкожно, внутривенно, внутримышечно. Оно рассчитано на общий противоопухолевый эффект.
- Регионарная химиотерапия — введение цитостатика в сосуды, питающие новообразование. Препарат воздействует на опухоль в повышенных концентрациях, а поступление в другие органы ограничено.
- Локальная химиотерапия — введение цитостатика в серозные полости при выпотах (например, в плевральную/брюшную полости), внутрипузырное введение при новообразованиях мочевого пузыря, нанесение на поверхностные опухолевые очаги в виде мазей, или введение в спинномозговой канал.
Ренат Шакиров, врач-онколог медицинского центра «Клиника Лядова»:
Таргетная терапия — особый тип противоопухолевого лекарственного лечения. Тут лечение заключается в использовании специализированных противоопухолевых препаратов, прицельно воздействующих на определенные белки (мишени, англ. target) на поверхности раковых клеток. Появился этот вид терапии сравнительно недавно: первый препарат был создан в 1997 году, а с 1999 года таргетную терапию начали применять при солидных опухолях.
Ключевое отличие от химиотерапии: химиотерапия действует на все быстро делящиеся клетки. А это, кроме опухолевых клеток, еще и клетки крови, слизистой желудочно-кишечного тракта, полости рта, волос. Таргетная терапия действует только и исключительно на раковые клетки. Основан этот метод на понимании патологического механизма, происходящего в организме и попытке прервать порочный круг.
Асият Текеева, врач-онколог:
Иммунотерапия — это новая эра в лечении онкозаболеваний. Методика основана на том, что вводимые вещества мешают опухолевым клеткам сопротивляться иммунной системе. Обычно же иммунитет убивает в организме все чужое или просто подозрительное, однако опухолевые клетки умеют прикидываться «хорошими» либо обманом заставляют иммунитет отключаться.
То есть, иммунотерапия побуждает иммунитет самостоятельно расправиться с теми клетками, которые угрожают жизни и здоровью.
При химиотерапии высок риск побочных эффектов. В некоторых случаях мы вынуждены прерывать лечение, останавливаться на каком-то этапе: проводить такую терапию бесконечно попросту невозможно.
Таргетная терапия также имеет свои особенности: она связана с высокой кардиотоксичностью, кожной токсичностью. Она обычно проводится до признаков непереносимости данного препарата, или до признаков прогрессирования заболевания, когда необходимо искать другие методы лечения.
Иммунотерапия стала настоящим прорывом в онкологии. Об эффективности иммунотерапии говорят следующие данные: при меланоме 5-летняя выживаемость раньше составляла 15%. Сегодня, когда мы имеем возможность применять иммуноонкологические препараты, этот показатель достиг уже 60%.
Решение о том, какой метод лечения необходимо использовать, принимает лечащий врач на основании заключения онкоконсилиума. При выборе способа терапии очень важно учесть все индивидуальные особенности пациента, и наличие побочных эффектов у тех или иных методов не отменяет их надежности в определенных случаях.