Найти тему
Сильная вера.

Изгои или лишние на этом празднике жизни

Язычество в современном мире
Язычество в современном мире

Язычество - очень острый вопрос в современном мире и довольно часто язычники слышат фразу: "Да кто вам мешает-то? Молитесь кому угодно, вас же никто не запрещает?" Да, запрещать не запрещают. Но оказывают давление на "нежелательную" религию.

Согласно статье 14 конституции Российской Федерации гражданину гарантируется свобода совести и отделение любых религиозных организаций от государства. Этот пункт конституции все знают и думают, что гражданин России может исповедовать любую религию, какую он захочет и никто ему в этом мешать, осуждать не будет. Но есть одно но!!! Так ли это?!Почему в ситуации, когда язычество, вроде бы, не под запретом, то сами язычники ощущают преследование? Так что же или кто ущемляет права язычников? Давайте разберемся.

1. Государство — это не всё, что происходит в пределах государства. Разберём отношение к новым язычникам именно со стороны государственных структур.

Недопуск к регистрации. По законам Российской Федерации любая религиозная организация подлежит регистрации. Это регулирует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ. Согласно этому закону в стране могут существовать Религиозные Объединения — группы граждан, исповедующих одну религию, совершающие религиозные обряды и богослужения, а также занимающиеся религиозным воспитанием своих последователей. Существовать религиозные объединения могут в двух формах: Религиозной Группы (далее РГ) и Религиозной Организации (далее РО). РГ не обладает статусом юридического лица, РО обладает, со всеми правами и обязанностями. РГ носит уведомительный характер, то есть вы уведомляете местные власти о том, что существуете и функционируете. РО — это уже юридическая регистрация. Но права РГ в законе умещаются в один абзац на четыре строчки, права РО занимают несколько страниц.

Язычники не раз безуспешно подавали заявления на регистрацию религиозных организаций. В то время как в Бурятии и Тувы официально зарегистрированы шаманские организации, в Якутии тенгрианцы. В нац.республиках с нац.религиями проблем нет. Но то, что называют неоязычеством, почему то регистрацию не проходит.

Другими словами, язычники сами рвутся попасть в законное юридическое поле, но их туда просто не пускают. Поэтому, можно сказать, что язычников просто вынуждаю действовать в «серой зоне», где-то в андерграунде или вне закона. За это впоследствии и упрекают.

В результате отказа к регистрации является становится невозможным приобретение земли и другого имущества для религиозных нужд, не допускаются языческие духовные лица к своим последователям в места лишения свободы, становится невозможным проведение языческих свадеб и венчаний с привлечением ЗАГСа, проведение языческих отпеваний и похорон. Свидетельство о регистрации РГ тоже мало чем помогает, т.к юридических прав у РГ нет, а обязанности те же, что и у любых других верующих.

2. Преследование за символику. Огромное давление оказывается на представителей нового язычества за демонстрацию символики. Основанием для этого является ст. 20.3 ч. 1 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения). Начиная с 2013 года за демонстрацию многих символов можно получить штраф. Причём для этого достаточно носить этот символ на себе. Он не имеет отношения к нацизму, вы ничего не говорите и не пишите про нацизм, вы вообще можете ничего не знать о нацизме, но если опубликуете где-либо свою фотографию со своим религиозным символом на шее, или будете ходить по улице с сумкой, на которой этот символ изображён — вы уже в зоне риска.

Здесь правоприменительная практика проходит очень избирательно. С одной стороны мы имеем множество дел, открытых по отношению к язычникам, связанных с «демонстрацией символики». С другой СМИ пугают нас фотографиями росгвардейцев, представителей армии и ФСБ с той же символикой, по отношению к которым никаких карательных мер не применяется. Однако, нагнетается страх за счёт того, что «нацисты-язычники уже заполонили армию».

Причём т.н. «коловрат» — это только один символ, на деле же их великое множество. Есть и исторически подтверждённые, такие как например рисунок с браслета из Старой Рязани, датированный XIII веком. Язычники называют его «Квадрат Сварога», и за фотографию обложки паспорта с этим символом вам могут выписать штраф. Не говоря уже о многообразии старого германского алфавита (т.н. руны), за ношение, публикацию или демонстрацию которых вы тоже можете получить штраф. Несмотря на то, что те самые руны, за которые штрафуют, есть на погонах у офицеров морского флота РФ. Тут всё зависит от органов на местах. Если им нужно привлечь вас по экстремизму — нужный символ они найдут.

3. Присутствие представителей власти на праздниках. Если вы исповедуете новое язычество и хотите посещать массовые праздники со своими единоверцами. то, как бы это странно не звучало, вы должны привыкнуть, что у вас постоянно будут проверять документы. Практически всегда на массовых праздниках это будет пара вежливых «людей в штатском». Можно сказать, что это не запрещение язычества государством, но элемент давления в таком времяпровождении, конечно же, есть.

4. СМИ-средства массовой информации не принадлежат государству. Практически в любом крупном издании есть свои частные владельцы и собственники.

Стигматизация язычества. Социальная стигматизация — это клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана.

СМИ добавляют к статьям о неоязычниках ремарки про события в Украине или про экстремистов «как бы между делом», приглашают экспертов, которые прямо рассказывают, как исповедание язычества ведёт неразумных людей к экстремизму.

Очень любопытная тема, что когда читаешь те или иные материалы в СМИ с упоминанием язычества сталкиваешься с одной интересной закономерностью — чаще всего при описании язычества журналисты обращаются к кому угодно, но только не к язычникам.

Конечно очень маловероятно, что в СМИ кто-то спускал приказ или указание демонизировать язычников. Ну и, конечно, проблема в том, что язычники, находящиеся вне юрисдикции закона, не могут этому что-либо противопоставить.

5. Русская православная Церковь. Огромную работу по противодействию язычеству проводит РПЦ. И они этого совершенно не скрывают. Это неудивительно, во всех странах доминирующая религия негативно относиться к новым религиозным движениям. Церковь сильно связана с государством, и активно пользуется СМИ. И патриарх Кирилл, и его предшественник обращались к пастве с речами и заявлениями о вреде неоязычества, сравнивая его с международным терроризмом, и называя главной угрозой 21 века.

Век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня такие вопросы, как необратимое искажение духовного сознания, ведущее к всеобщему падению нравственности, распространение неоязычества, терроризма…

Сказал Патриарх Алексий II на открытии в храме Христа Спасителя заседания Архиерейского Собора Русской православной церкви (РПЦ).

В 2018 году патриарх рассказал об опасном распространении неоязычников среди спортсменов и военных, и журналисты ринулись искать язычников там и, конечно, находить.

В 2017 году православным благотворительным фондом был выпущен сборник «Модноверие: от страшного к смешному». В этом проекте изначально ставилась задача высмеивать язычество, демонстрировать сращивание язычества и национализма. Разумеется, писали этот сборник православные христиане на деньги православных фондов.

6. Прямые конфликты. Очень часто рассказы об опасности язычников не останавливаются на словах, а перетекают в дела. Нередки ситуации, когда местный епископ держит речь о распространении язычества, или публикует открытое письмо, или проводит встречу с общественностью, и после, в этом же регионе, случается прямое столкновение, заканчивающееся вандализмом. Все факты можно найти в просторах интернета.

7. Вандализм. Когда речь заходит о язычниках всегда красочно описывается, как язычники, собравшись где-нибудь в лесу и только познакомившись — первым делом начинают искать какой бы храм поджечь, или поклонный крест повалить. Но язычники в нашей стране не могут пройти регистрацию и получить статус Религиозной Организации, которая могла бы получить/купить землю под свои культовые нужды и обустроить её как угодно и, тем самым, защитить себя.

Это приводит к тому, что язычники свои капища ставят в лесах и парках, и это формально незаконно. Более того — капища не имеют фундамента, по сути это просто воткнутые в землю красиво оформленные брёвна. Такие постройки можно назвать вещью, как оставленный чемодан, при условии доказательства собственности — что эта вещь кому-то принадлежит. Что тоже трудно выяснить. Это приводит к тому, что за разрушение таких капищ тоже ответственности никакой не предусмотрено.

8. Наука. В современном обществе до сих пор доверяют словам и мнениям учёных. И вроде бы именно с помощью науки можно было бы как-то раскрывать для окружающего мира факты о феномене нового язычества. Но тут не всё так просто.

Различными вопросами религии у нас заведует наука “религиоведение”. Хотя иногда и социология, а порой и антропология с культурологией. Технически работа именно религиоведов понимать, типологизировать и публиковать различные данные о феномене нового язычества.

Слабая финансовая мотивация. На самом деле, это проблема не язычников и не религиоведов, специализирующихся на язычестве, а в принципе гуманитарных наук. Поэтому ученых в этой направленности крайне мало. Изучение происходит очень медленно, всё из-за той же слабой мотивации. Каких-либо новых шагов или открытий в теме язычества не совершается, а обсуждают ее, в сущности, одни и те же люди.

Ангажированные религиоведы. Это как раз явление из разряда “всем известно, но нигде не обсуждается”. Слабая мотивация для науки от государства ведёт к поиску мотивации у кого-то ещё, это приводит религиоведов к тем, кому выгодно видеть те или иные результаты исследования по тем или иным вопросам.

Конфессиональное религиоведение. Православные ВУЗы выпускают религиоведов, обучая их смотреть на остальные религии через призму истинности христианства.

Вообще трудности начинаются с самого статуса “религиовед”, ведь так себя называют не только те, кто закончил факультет религиоведения какого-либо ВУЗа, и получил учёную степень в рамках этой науки.

9. Еще одна проблема это всевдонаука. Псевдонауки — это дисциплины, не оперирующие признанным научными методами, но при этом заявляющие себя как науки. Думаю, что здесь обойдемся без подробностей, настолько это тема уже избита.

К сожалению, государству не нужны лишние проблемы с новообразуемыми формациями, как и с религиозным дроблением. В принципе, также понятно, что никакая божественная сила не поможет РПЦ полюбить язычников, ровно как и сектоведам, созданным как раз для того, чтобы обосновывать истинность конкретно христианского вероучения.

Новые религиозные движения чаще всего выдавлены из законного пространства страны. Попасть в это законное пространство практически невозможно, но и нахождение в нём несёт свои издержки. Все это приводит к тому, что язычников ругают за то, что изменить они не в силах.