Yamaha 101M - мощный оконечник, выпущенный небольшим тиражом в начале 80-х годов. Стоил он 1 000 000 японских Йен в 1982 году, что по курсу на то время составляло внушительную сумму в 4000$ США. Первое, что поразило, это габариты и вес. Усилитель огромный, что видно по фото сверху, учитывая, что за ним стоит монитор с диагональю 24 дюйма, который кажется мелочью пузатой на столе:). Вес аппарата 61 кг и чтобы поднять его на стол, а потом ворочать при разборке и сборке, нужно обладать соответствующей физической подготовкой.
Усилитель построен по концепции абсолютного двойного моно - у него даже шнур питания и кнопка включения в сеть свои у каждого канала. То есть, это два моноблока в одном корпусе.
Технические параметры впечатляют:
Усилитель имеет "двухэтажное" питание: +\- 120 В и +\-68 В, что дает ему возможность экономить энергию и минимизировать выделение тепла при работе на малой и средней громкости, но с легкостью отрабатывать пики на большой громкости. Выходной каскад выполнен на пяти парах мощных транзисторов в металлических корпусах ТО-3 и еще 4 пары задействуются на высокой громкости. Предоконечных транзисторов по две пары на каждый блок оконечных.
Шасси усилителя очень прочное и при снятии верхней, нижней и боковых крышек своей жесткости не теряет.
Сверху расположены платы аудиочасти, на задней панели, совмещенной с радиатором охлаждения, установлены транзисторы оконечного и предоконечного каскадов. Ток покоя оконечного каскада небольшой - по 10 мА на каждую пару транзисторов.
С нижней стороны - трансформаторы питания и основные электролиты фильтра питания (150000 мкФ в сумме), клеммы которых соединены через толстые медные пластины. Эти электролиты в полном порядке по всем параметрам, а мелкие, которые на платах, заменил все. Их довольно много и половина высоковольтных - на 100 В, 160 В и 200 В. До напряжения 100 В включительно использовал, преимущественно, Nichicon FG, а более высоковольтные - Nichicon PW.
Под боковыми крышками находятся блоки питания слаботочных цепей, со своими сетевыми трансформаторами.
Плата с верхнего фото с замененными емкостями на Nichicon PW и Nichicon KW.
Плата управления индикаторами находится под лицевой панелью, там же установлены сетевые кнопки, а также кнопки отключения АС и входные аттенюаторы. Штатно были установлены ALPS RK-40, но они оказались в ужасном состоянии, не подлежали восстановлению. Было принято решение их заменить на модель выше классом - ALPS RK-50.
Установочные места и ручки регулировки пришлось доработать - у ALPS RK-50 больше диаметр резьбы, толще вал и стопорный штырь находится дальше от центра.
На каждый канал использован стерео потенциометр, так как в усилителе присутствуют настоящие балансные входы - это не опция, в виде разъема XLR, с заземленным вторым сигнальным контактом. Усилитель может работать как стерео, с симметричного и несимметричного входа, так и в мостовом моно включении, но тогда для стерео режима усилителей нужно две штуки.
Акустические терминалы простенькие на вид, но вполне пригодные и позволяют подключать бананы.
После замены электролитов, потенциометров и проведения всех профилактических работ, усилитель подключил послушать в систему, хотя перетаскивать по квартире монстра весом 61 кг совсем не хотелось. Но аппарат редкий, поэтому желание послушать победило:)
Подключил напрямую от источника, так как УМ имеет собственные регуляторы громкости. У меня побывало много усилителей Yamaha тех лет, когда они еще были очень хороши и, естественно, что хотелось услышать, как Yamaha 101M будет играть по сравнению с очень хорошо мне известным Yamaha A-2000, который, по моему мнению, является одним из лучших представителей Yamaha 80-х годов.
Погонял его на разной музыке, от джаза до тяжелого рока и вырисовалась некоторая картина: у Yamaha 101M есть то, чего немного не хватает Yamaha A-2000, а именно - мощи на НЧ, масштабности звука. Уж слишком она певучая и нежная. Но именно самых тонких материй не хватает этому монстру - Yamaha 101M. Макродинамика отличная, НЧ глубокие, музыкальное разрешение высокое, микродинамика есть, но её немного маловато. Брутальность вытеснила некоторые тонкие материи, как это часто бывает в очень мощных усилителях, но в данном случае это произошло лишь частично. Однако все мелкие электролиты новые и часов через 10 микродинамика может заметно улучшиться, с прогревом деталей.
В целом, мне этот оконечник понравился, если не брать в расчет его огромный вес - спина до сих пор побаливает:) Однако найти на вторичном рынке Yamaha 101M сложно - выпустили их совсем мало, точно больше тысячи, но не факт, что намного.
Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.
Винтажные полные усилители в моих обзорах
Мои статьи о винтажных проигрывателях винила
Мои статьи о винтажных ресиверах
Мои статьи об импортных винтажных магнитолах
Мои статьи о катушечных магнитофонах
Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР
Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках
Ламповые усилители в моих обзорах
Цифровые источники звука в моих обзорах
Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах
Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )