Люберцы стали для Москвы настоящим олицетворением градостроительной глупости и фактической управленческой импотенции чиновников: тут плохо почти всё, что только можно увидеть, начиная с городской среды, заканчивая общественным транспортом. В этой статье я попытаюсь разобраться, основываясь на своём опыте посещения этого места, понять, откуда «растут ноги» люберецких проблем.
С чего всё начиналось
Исторически Люберцы были простым и тихим городом в Московской области, однако около 15 лет назад туда пришел массовый застройщик, который хотел строить почти по московским ценам, но в области, где не действуют московские ограничения и большинство проектов проходят хоть какую-то экспертизу. Москомархитектуру сложно назвать абсолютно эффективным органом, но всё-таки откровенные градостроительные преступления он не допускает. В области же была полная свобода: рынку нужны были метры, чиновникам нужны были площади, чтобы отчитываться перед руководством, поэтому застройщики приступили к делу со всей решительностью. Были немного изменены советские проекты жилой застройки, добавлены парковки и всё.
Но кто же всё-таки виноват? Многие могут подумать, что виноват безжалостный рынок, который без государственного регулирования стремится лишь нажиться на простых людях, продавая им дешевое жильё ужасного качества в ужасных районах. Большинство исследователей дают на этот вопрос такой ответ: виноваты слабо развитые рыночные механизмы, отсутствие городского мастер-плана и строительно-проектировочных норм. Иными словами, застройщик ничем не ограничен, не имеет никаких инструкций, что делать, и конечно же понимает, что недорогое жильё в Москве или рядом с городом всегда будет востребовано независимо от качества, поскольку потребитель у нас неопытный и неизбалованный.
В итоге появились поля многоэтажек сомнительного качества, где максимальным уровнем городской среды считалась детская площадка, а всё свободное место было отдано под парковку или убогие скверы с однолетниками и никому не нужными памятниками.
Многоэтажки и их проблемы
Многоэтажки просто давят своей массой: застройка крайне античеловечна и не является привлекательной для пеших прогулок, поскольку фасады зданий друг от друга не отличаются и хранят в себе лишь подъезды (по старой доброй традиции с пандусами и лестницами), пивные ларьки и табачки. Никакого разнообразия бизнеса здесь нет и быть, наверное, не может, сам район является антисоциальным, он провоцирует такое количество социальных проблем, что невозможно представить себе появление в Люберцах салона йоги или соседского клуба шахмат на первом этаже 40-этажки. Никакого социального взаимодействия в виде соседских сообществ или районных групп активистов в такой античеловечной среде представить себе невозможно. Очевидно, что город на данный момент, хоть и являющийся крайне запущенным и криминогенным, в ближайшие 20 лет будет катиться по наклонной плоскости, постепенно превращаясь в трущобы, поделенные между мигрантскими гетто, уличными группировками и теми несчастными, кто купил здесь недвижимость и вовремя не уехал.
Для современной городской науки стало очевидно, что подобные районы, где отсутствуют общественные пространства, бизнес, социально-культурные связи и взаимодействия, обречены на постепенное вымирание и «отрущебивание». Вряд ли такие районы целиком когда-либо станут именно гетто, поскольку основной характеристикой, которой городские социологи описывают гетто, называют очень плотные внутренние связи, которые просто невозможны при таком формате застройки, где друг друга не знают не только жители одного подъезда, но и жители одной лестничной клетки.
Немного о хорошем (нет
Единственное, что хорошее появилось в Люберцах (ну вернее технически в Некрасовке и Жулебино, но оно обслуживает и Люберцы) за последнее время – это метро, которое было положено за московские деньги, также в ближайшие годы в Люберцах будет станция нового диаметра МЦД. Это хоть немного решило транспортные проблемы городского округа, однако полное их решение, учитывая существующий формат застройки, улично-дорожную сеть, просто невозможен. Необходимо развивать внутрирайонное сообщение наземным транспортом, но это почти невозможно: город-то является частью области, хоть и окружен Москвой и имеет московское метро.
Мой вердикт таков:
Пока Люберцы не войдут вместе с остальными проблемными пригородами в состав Москвы или пока не будет запущена комплексная программа развития агломерации по единым правилам и стандартам, никакое развитие здесь просто невозможно .