Началась эпоха Нового Царства. Столица государства располагалась в Фивах. Царь Яхмос совершал походы в Нубию, с целью «расширить границы Египта», где получил много ценной добычи и рабов. Яхмос совершал и походы на север. Также он приступил к восстановлению храмов. Ему наследовал его сын Аменхотеп I, после которого не осталось потомства. Власть досталась Тутмосу I, сыну Яхмоса от второстепенной жены. Здесь сказалась интересная особенность наследования престола в Египте. Недостаточно было быть сыном царя, брак с царской дочерь (дочерь первой царицы) – вот что могло укрепить власть. И Тутмос женился на дочери Яхмоса Яхмос. Тутмос вошел в историю как успешный правитель и великий войн, хотя тут нужно сказать что его репутация это также результат успешной пропаганды которую развернула его дочь Хатшепсут, нарушившая все правила в плане того, кому может принадлежать царская власть.
После смерти своего мужа – Тутмоса II, сына младшей жены Тутмоса Первого, она не допустила до реальной власти сына своего мужа – мальчика Тутмоса III и сама стала править государством, приняв царский титул и позиционировав себя как царя-мужчину. Вокруг нее собрался круг преданных вельмож, таких как, например, архитектор Сенмут. Хатшепсут выстроила себе одно из самых красивых зданий древности – поминальный храм в Дейр-эль-Бахри. При ней была совершена торговая экспедиция в страну Пунт. Но время шло и Хатшепсут умерла, и тогда к власти наконец пришел Тутмос III.
Он стал одним из самых успешных правителей Древнего Египта. Великий войн, он, добившись утверждения своей власти (чему в том числе отвечали преследования бывших сподвижников ненавистной Хатшепсут и сбивание ее имени с храмовых стен и с обелисков), он развил необычайно активную внешнюю политику. При нем Египет фактически превращается в империю – первую империю Древнего Востока. Тутмос отправлялся в походы на северо-восток, в Сирию и Финикию. Особенно важна его победа над местными князьями у города Мегиддо. В дальнейшем Тутмос воевал с государством Митанни и также успешно. При нем было развернуто масштабное строительство храмов. Происходило возвышение храмовой знати и культа фиванского бога Амона. Тутмосу наследовали Аменхотеп II и Тутмос IV, но они не сумели достичь величия своего могучего предшественника.
Пожинать плоды имперского величия суждено было следующему фараону – Аменхотепу III. Сирия была подчинена Египту усилия предыдущих правителей, сам же Аменхотеп совершил поход в Нубию, оказавшийся крайне успешным. Но это был его единственный военный поход. В стране велось активное строительство. Фиванские жрецы бога Амона вошли в эпоху своего высшего могущества (которое вскоре будет поставлено под удар), а царь наконец-то вместе с возросшим величием признал и его границы. Аменхотеп вел активную переписку с касситскими царями Вавилона, с царем державы Митанни и обращались они друг к другу наименованием брат. На древнем Востоке складывалась определенная дипломатическая ситуация. Первой женой царя была Тии, не происходившая из царского рода. Но также он был женат и на вавилонской принцессе. К концу жизни Аменхотеп тяжело болел (его мучила зубная болезнь), ему даже была прислана из Вавилонии статуя богини Иштар, которую египтяне признавали в качестве могущественной богини. Но ничего не помогло, и Аменхотеп умер.
Ему наследовал его сын Аменхотеп IV, который решил произвести в Египте настоящую революцию. Внимание царя никогда не обращалась к внешнеполитической обстановке, что в конечно счете повело к некоторому упадку египетской империи, особенно в силу того, что в Северной Сирии складывалось Хеттское государство. Аменхотеп решил бросить вызов власти жрецов бога Амона. Он сменил имя на Эхнатон, в честь единого бога, которому он повелел поклоняться – бога солнечного диска – Атона. Столица Египта переместилась в специально выстроенный в честь Атона город в Среднем Египте – Ахетатон. Вскоре начались гонения на поклонение другим, старым богам. Революция эта получила название Амарнской (по современному названию поселения на месте Ахетатона – Тель-эль-Амарны). Жречеству был нанесен серьезный удар. Но в конечном счете Эхнатон проиграл. Вскоре после смерти его столица была вновь перенесена в Фивы, сам он был фактически объявлен еретиком, а поклонение Атону как единому богу сошло на нет.
Правление великой XVIII династии подходило к концу. Жречество вновь воспрянуло и стало активно вмешиваться в государственную политику. Фараон Тутанхамон, который похоронен в той самой знаменитой гробнице, фактически не правил и был марионеткой. В конечном счете власть досталась жрецу-интригану Эйе. Некоторая стабилизация наступила при пришедшем к власти военачальнике Харемхебе, но дни династии были сочтены.
К власти пришла новая – XIX династия, время этой и следующей – 20-й династии также называется эпохой Рамессидов, так как в этот период имя фараона Рамсес стало основным и в египетской истории насчитывается целых двенадцать правителей с таким именем. Но лишь трое из них были правителями выдающимися.
Первый из них – Рамсес I и его достижение это собственно утверждение на престоле новой династии. Главными же представителями XIX династии были Сети I и Рамсес II – при них проводилась активная внешняя политика. Рамсес Второй, названный (прежде всего самим собой) Великим правил очень долго, более 60 лет. В начале своего правления он продолжил линию своего отца по возвращению Египту могущества и престижа. Центром его устремлений стала Азия – Сирия. Так при нем состоялась знаменитая битва при Кадеше (которую Рамсес объявил выигранной, но у историков есть сомнения в адекватности данной оценки). Результатом долгих войн стало заключение мирного договора с царем Хеттской державы, на основе этого мирного договора на ближнем востоке сложилась определенная внешнеполитическая система. В дальнейшем, уже при 20-й династии во время правления последнего значимого фараона в египетской истории – Рамзеса IIIпроисходит ослабление ближневосточных держав Хеттов и Митанни. Им на смену приходят Филистимляне, малочисленный, но отважный народ образовавший свое государство, с которым египтян пришлось взаимодействовать в новых обстоятельствах.
Но дни египетской славы уже миновали. После третьего Рамзеса все его потомки представляют собой ряд правителей, чьи успехи все больше и больше стремились к нулю. Египту стали угрожать народы моря, грабители (фактически пираты) атаковавшие Египет с Севера. Правителям приходилось сражаться с ливийцами, наступавшими с запада и даже колонизировавшими западную Дельту, где они создали собственное государство. В Египте происходили внутренние потрясения. Власть фараона стремительно сокращалась из-за действий жрецов бога Амона. Власть верховного жреца в определенный момент и вовсе стала наследственной и распространялась на все храмы в стране, что означало потерю фараоном сакральной власти в своем государстве. Эпоха отмечена взрывами недовольства среди простых жителей страны, в то время как верхушка общества сохраняла подобие благоденствия.
В конечном счете с завершением XX династии после смерти Рамзеса XII эпоха Нового царства окончилась. Начался третий переходный период. Государство погрузилось в состояния хаоса и стало жертвой иноземных вторжений. На престоле Египта в Третий переходный период и в эпоху позднюю (Позднее царство) побывали представители Ливийской и Эфиопской династии.
В итоге в VII в. до н.э. весь Египет был покорен ведущей державой Древнего Востока того времени – Ассирией. Вскоре после того, как власть Ассирии пала в Месопотамии, свобода на некоторое время вернулась и в Египет. Но вернуть утраченное было уже невозможно.
В конце VI в. До н.э. Египет был впервые захвачен Персией. Да, Египту удалось освободиться от ига ненавистных персов в 404 г до н.э. в результате освободительного восстания. Но сил на самостоятельность и тем более на величие у Египта уже просто не было. В 343 г. До н.э. Персы вторично подчиняют себе Египет. А затем…начинается восточный поход македонского царя Александра Великого.
Александр побывает и в Египте, где жрецы провозгласят его фараоном, сыном бога Амона. Так начинается эпоха другого, уже эллинистического Египта. А времена фараонов навсегда уходят в прошлое.
Спасибо за внимание!