Вы когда-нибудь задумывались, как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с математикой? Да практически каждый день! Об этом размышляет автор учебных пособий Наталья Харитонова.
Житейские ситуации - это те же математические задачи
Вы когда-нибудь задумывались, как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с математикой? Да практически каждый день! Собираясь на работу, мы просчитываем время на сборы и дорогу; рассчитываем семейный бюджет, планируем отпуск и праздники, ремонт квартиры… Получается, что любая жизненная ситуация в той или иной мере является для нас математической задачей. Чем лучше мы умеем их решать, тем мы успешнее в жизни.
А наши дети? Привлекаем ли мы их к разрешению жизненных ситуаций? Учим ли детей с ними справляться? А ведь многое они могут сделать самостоятельно! Например, навести порядок на столе, в шкафу, разложить вещи по ящикам и полкам. А ведь это умение группировать предметы по определенным признакам. Составить режим дня – это значит, спланировать своё время с учётом уроков в школе, дополнительных занятий, отдыха, выполнения домашнего задания. В свою очередь соблюдение режима дня учит ежедневно следить за временем по часам, правильно его распределять, чтобы не опаздывать…
Типичная жизненная ситуация, связанная с математикой, – это поход в магазин за покупками. Не каждый взрослый с ней справляется! Как-то по телевизору был сюжет на эту тему: у покупателей перед супермаркетом спрашивали, что они хотят купить, а на выходе сверяли покупки. И знаете, что оказалось? Из 10 покупателей только один купил то, за чем он пришёл. Это был мужчина, и в магазин он пришел со списком, составленным женой заранее.
Вот и давайте вместе с детьми учиться правильно ходить в магазин. Проведите совместную ревизию продуктов; продумайте, что именно и сколько вам надо купить, чтобы продуктов хватило на 3 – 4 дня или на неделю; составьте необходимый список продуктов. Попросите посчитать, сколько денег нужно взять с собой, сколько будет весить покупка, сможете ли вы всё это донести до дома…
Смотрите, сколько вычислительных операций придётся проделать, прежде чем вы отправитесь за покупками. Если подсчёты будут «в уме», то данная жизненная ситуация покажет ребёнку всю важность умения считать устно. Если потребуется калькулятор, то сформирует умение пользоваться калькулятором. Он есть в любом телефоне.
Для развития умения решать жизненные задачи можно также обратиться к математическим задачам с экономическим содержанием: на нахождение цены, количества, стоимости и взаимосвязи этих величин, расчётом времени на изготовление каких-либо предметов и т.п.
Примеры таких задач можно найти в учебниках математики Образовательной системы «Школа 2100» для начальной школы и дидактических материалах к данным учебникам. Обратите внимание на учебник для 3-го класса, так как именно в нём происходит переход от решения «типовых» математических задач к задачам, представляющим собой модели жизненных ситуаций, обращённых непосредственно к детям. В учебнике предложены пять жизненных ситуаций, и все они соотнесены с «путешествиями» - модулями, на которые разбит курс математики:
«Один дома»
«День рождения»
«Лыжная прогулка»
«Спортивный лагерь»
«Последний звонок» и летние каникулы»
Каждое «путешествие» начинается с игровой, но вполне реальной жизненной ситуации, которая показывает детям, сколько возможностей у математики и почему её нужно знать каждому.
Если позаниматься по учебнику летом, используя эти жизненные ситуации, то в течение следующего учебного года у ребёнка не будет возникать вопрос, зачем ему «эта ВАША математика». Как любимый сказочный герой, он скажет: «Пустяки, дело житейское!». И найдёт решение задачи!
Наталья Харитонова, методист в онлайн - школе "СОтворчество", авор учебников учебников.
Анастасия Колпакова, руководитель онлайн - школы " СОтворчество 2100", мама четверых детей на семейном обучении.
"СОтворчество 2100"
Онлайн-обучение 1-7 класс.
ПА 1-11 классы.
Звоните: 8-800-555-14-89
Наш сайт - https://www.sotvorchestvo21.ru/