Найти тему
Библио-лаборатория

"Метрополис" - первая великая антиутопия. Фильм, создавший жанр

"Метрополис" - антиутопия немецкого кинорежиссера Фрица Ланга считается одним из лучших фильмов в истории немого кино. Точнее, он считается одним из лучших фильмов в истории кинематографа вообще, а что до немного кино, то многие критики и специалисты считают фильм величайшим достижением этого этапа в развитии кинематографа. Влияние его на все последующее развитие кино и культуры вообще переоценить просто невозможно… Зато можно сам фильм посмотреть.

Человекомашина и ее создатель. Да-да, на заднем фоне - именно перевернутая пентаграмма. Символы, символы...
Человекомашина и ее создатель. Да-да, на заднем фоне - именно перевернутая пентаграмма. Символы, символы...

История фильма сама по себе интересна. С бюджетом в 1,3 миллионов рейхсмарок он оказался на тот момент самым дорогим фильмом в истории Германии, и, как и положено, после отличной премьеры, благополучно провалился в прокате. Для показа в США фильм (153 минуты, что и по нынешним временам немало — два с половиной часа!) решили серьезно сократить — аж до полутора часов. Публика пошла, хотя из сюжета полностью выпали некоторые важные элементы сюжета и он в некоторой степени утратил внутреннюю логику. В таком же сильно укороченном виде фильм прошел в итоге и в Германии, и все равно остался убыточным, едва не разорив кинокомпанию.

Вплоть до наших дней его неоднократно пытались реставрировать, пока в 2010 году в Аргентине не была найдена полная, но сильно поврежденная копия фильма, и по ней удалось окончательно восстановить фильм - почти полностью, за исключением двух сцен, замененных специальными титровыми вставками.

Лейтмотив всего фильма - паровая сирена, возвещающая о конце и начале рабочих смен в нижнем городе
Лейтмотив всего фильма - паровая сирена, возвещающая о конце и начале рабочих смен в нижнем городе

Вся эта история занимательна, но ничего не говорит о достоинствах картины. Величественная эпическая антиутопия, разворачивающаяся в огромном городе будущего (по мелькающим однажды намеком можно понять, что это время, отдаленное от нас на несколько тысяч лет), который разделен на две «зоны» - верхний «рай» населенный избранными, и подземный «ад», населенный рабочими, низведенными до положения биологических придатков к машинам. Идея, не новая, в радикально-романтической форме высказанная еще Уэллсом в «Машине времени», но именно Ланг перевел ее символизм именно в типичную и понятную для индустриальной эпохи форму — спустя всего несколько лет ее (в трагикомичном и несколько более практичном виде) подхватит Чаплин в своих «Новых временах».

-3

Вообще весь сюжет построен на аллюзиях к различным мифам и параллелям из далекого прошлого человечества. История сына диктатора Метрополиса, попавшего внезапно в подземный «рабочий ад» и после видения «Машинного Молоха», проглатывающего людей — это явная отсылка к принцу Сиддхартхе, будущему Будде, который тоже впервые увидел отчаяние и нищету лишь выйдя за пределы «сада земных наслаждений», созданного для него его отцом. Тут же и гибрид «катакомбных» христиан и сектантов катарского толка, которым проповедует главная героиня фильма Мария. Тут же и совершенно неприкрытая история доктора Франкенштейна (даже горбатый слуга-карлик мелькнул в эпизоде), правда кадавр телесный заменен механическим. Кстати, это практически первый фильм, где появляется враждебный людям робот, хотя этот термин еще не был изобретен и механический адский двойник Марии в фильме называется «человекомашиной» (man-machine в английском варианте).

Мария прововедует в катакомбах. Девиз фильма: "Посредником между головой и руками должно быть сердце"
Мария прововедует в катакомбах. Девиз фильма: "Посредником между головой и руками должно быть сердце"

Символизм пронизывает весь фильм, и потому сухо пересказывать сюжет или перечислять аллюзии бессмысленно, тем более, не факт, что я заметил их все. В фильме тесно сплетена и социальная антиутопия, и простая любовная драма, и даже, в некоторой степени, средневековое моралите с отсылками к Откровению Иоанна Богослова. Одним словом, чтобы все это прочувствовать, фильм надо смотреть.

Величественная Вавилонская Башня, средоточие Метрополиса
Величественная Вавилонская Башня, средоточие Метрополиса

Качнув маятник в другую сторону, скажу, что культурное влияние фильма оценить тем более представляется почти невозможным. Начиная уже с Чаплина, чьи «Новые времена» явно были сняты под влиянием «Метрополиса», к концептуальной «Стене» Pink Floyd и многочисленным индустриальным антиутопиям послевоенного времени, так или иначе эксплуатирующим идею супермегаполиса, разделенного на два неравных класса жителей. А если взглянуть чуть шире, то мы увидим чуть менее масштабные, но очевидные оммажи, как, например, кадры из фильма в видеоклипах группы Queen, название композиции группы Kraftwerk (Metropolis) или внешность робота C-3PO из «Звездных войн».

Воплощения смертных грехов, танцующие под аккомпанемент Смерти, играющей на флейте. Символы, символы...
Воплощения смертных грехов, танцующие под аккомпанемент Смерти, играющей на флейте. Символы, символы...

Кстати, один из интересных моментов — штурм рабочими решетчатых ворот во время восстания, поднятого человекомашиной. Выглядит он один-в-один как штурм ворот в «Октябре» Эйзенштейна, и я подумал было (на фоне саундтрека к восстанию, почти полностью копирующего «»Марсельезу»), что Ланц позаимствовал идею… Но сравнивая даты выхода обоих фильмов — январь 1927 года у «Метрополиса» и конец 1927 — начало 1928 года, прихожу к выводу, что дело обстояло с точностью до наоборот. Хотя кто знает, возможно, просто одна гениальная сцена пришла двум гениальным людям одновременно.

Конечно, специфика немого кино может показаться странной привычным к современному сверхреалистичному кинематографу зрителям. И тем не менее фильм поражает, в том числе и игрой актеров — особенно Бригитты Хельм, исполнительницы сразу двух главных ролей: Марии и ее механического антипода. Так сыграть полностью противоположные характеры только весьма ограниченными средствами немого кино — при том, что это была первая роль юной девушки, никогда не снимавшейся в кино!

Бригитта Хельм в роли перевоплотившейся в псевдо-Марию человекомашины
Бригитта Хельм в роли перевоплотившейся в псевдо-Марию человекомашины

Ну и закончу на совсем уже несерьезной ноте — в последний момент мне пришло в голову, что фильм-то в каком-то смысле можно назвать «первой ласточкой дизельпанка» - мир будущего, в котором доминируют огромные фабрики, аэропланы и гигантские движители явно внутреннего сгорания…

P.S. Закончил статью и подумал, что, когда я касаюсь кино, то «цепляю» почти исключительно старые шедевры и арт-хаусные жемчужины. Собственно, я и смотрю только их, и всегда ищу что-то интересное из этой серии. Так что если у вас есть какой-то фильм на примете — пишите, с удовольствием посмотрю и напишу. Только, пожалуйста, без Тарантино и Бекмамбетова.

#кино #фантастика #антиутопия #великие фильмы #шедевры #культура