"Метрополис" - антиутопия немецкого кинорежиссера Фрица Ланга считается одним из лучших фильмов в истории немого кино. Точнее, он считается одним из лучших фильмов в истории кинематографа вообще, а что до немного кино, то многие критики и специалисты считают фильм величайшим достижением этого этапа в развитии кинематографа. Влияние его на все последующее развитие кино и культуры вообще переоценить просто невозможно… Зато можно сам фильм посмотреть.
История фильма сама по себе интересна. С бюджетом в 1,3 миллионов рейхсмарок он оказался на тот момент самым дорогим фильмом в истории Германии, и, как и положено, после отличной премьеры, благополучно провалился в прокате. Для показа в США фильм (153 минуты, что и по нынешним временам немало — два с половиной часа!) решили серьезно сократить — аж до полутора часов. Публика пошла, хотя из сюжета полностью выпали некоторые важные элементы сюжета и он в некоторой степени утратил внутреннюю логику. В таком же сильно укороченном виде фильм прошел в итоге и в Германии, и все равно остался убыточным, едва не разорив кинокомпанию.
Вплоть до наших дней его неоднократно пытались реставрировать, пока в 2010 году в Аргентине не была найдена полная, но сильно поврежденная копия фильма, и по ней удалось окончательно восстановить фильм - почти полностью, за исключением двух сцен, замененных специальными титровыми вставками.
Вся эта история занимательна, но ничего не говорит о достоинствах картины. Величественная эпическая антиутопия, разворачивающаяся в огромном городе будущего (по мелькающим однажды намеком можно понять, что это время, отдаленное от нас на несколько тысяч лет), который разделен на две «зоны» - верхний «рай» населенный избранными, и подземный «ад», населенный рабочими, низведенными до положения биологических придатков к машинам. Идея, не новая, в радикально-романтической форме высказанная еще Уэллсом в «Машине времени», но именно Ланг перевел ее символизм именно в типичную и понятную для индустриальной эпохи форму — спустя всего несколько лет ее (в трагикомичном и несколько более практичном виде) подхватит Чаплин в своих «Новых временах».
Вообще весь сюжет построен на аллюзиях к различным мифам и параллелям из далекого прошлого человечества. История сына диктатора Метрополиса, попавшего внезапно в подземный «рабочий ад» и после видения «Машинного Молоха», проглатывающего людей — это явная отсылка к принцу Сиддхартхе, будущему Будде, который тоже впервые увидел отчаяние и нищету лишь выйдя за пределы «сада земных наслаждений», созданного для него его отцом. Тут же и гибрид «катакомбных» христиан и сектантов катарского толка, которым проповедует главная героиня фильма Мария. Тут же и совершенно неприкрытая история доктора Франкенштейна (даже горбатый слуга-карлик мелькнул в эпизоде), правда кадавр телесный заменен механическим. Кстати, это практически первый фильм, где появляется враждебный людям робот, хотя этот термин еще не был изобретен и механический адский двойник Марии в фильме называется «человекомашиной» (man-machine в английском варианте).
Символизм пронизывает весь фильм, и потому сухо пересказывать сюжет или перечислять аллюзии бессмысленно, тем более, не факт, что я заметил их все. В фильме тесно сплетена и социальная антиутопия, и простая любовная драма, и даже, в некоторой степени, средневековое моралите с отсылками к Откровению Иоанна Богослова. Одним словом, чтобы все это прочувствовать, фильм надо смотреть.
Качнув маятник в другую сторону, скажу, что культурное влияние фильма оценить тем более представляется почти невозможным. Начиная уже с Чаплина, чьи «Новые времена» явно были сняты под влиянием «Метрополиса», к концептуальной «Стене» Pink Floyd и многочисленным индустриальным антиутопиям послевоенного времени, так или иначе эксплуатирующим идею супермегаполиса, разделенного на два неравных класса жителей. А если взглянуть чуть шире, то мы увидим чуть менее масштабные, но очевидные оммажи, как, например, кадры из фильма в видеоклипах группы Queen, название композиции группы Kraftwerk (Metropolis) или внешность робота C-3PO из «Звездных войн».
Кстати, один из интересных моментов — штурм рабочими решетчатых ворот во время восстания, поднятого человекомашиной. Выглядит он один-в-один как штурм ворот в «Октябре» Эйзенштейна, и я подумал было (на фоне саундтрека к восстанию, почти полностью копирующего «»Марсельезу»), что Ланц позаимствовал идею… Но сравнивая даты выхода обоих фильмов — январь 1927 года у «Метрополиса» и конец 1927 — начало 1928 года, прихожу к выводу, что дело обстояло с точностью до наоборот. Хотя кто знает, возможно, просто одна гениальная сцена пришла двум гениальным людям одновременно.
Конечно, специфика немого кино может показаться странной привычным к современному сверхреалистичному кинематографу зрителям. И тем не менее фильм поражает, в том числе и игрой актеров — особенно Бригитты Хельм, исполнительницы сразу двух главных ролей: Марии и ее механического антипода. Так сыграть полностью противоположные характеры только весьма ограниченными средствами немого кино — при том, что это была первая роль юной девушки, никогда не снимавшейся в кино!
Ну и закончу на совсем уже несерьезной ноте — в последний момент мне пришло в голову, что фильм-то в каком-то смысле можно назвать «первой ласточкой дизельпанка» - мир будущего, в котором доминируют огромные фабрики, аэропланы и гигантские движители явно внутреннего сгорания…
P.S. Закончил статью и подумал, что, когда я касаюсь кино, то «цепляю» почти исключительно старые шедевры и арт-хаусные жемчужины. Собственно, я и смотрю только их, и всегда ищу что-то интересное из этой серии. Так что если у вас есть какой-то фильм на примете — пишите, с удовольствием посмотрю и напишу. Только, пожалуйста, без Тарантино и Бекмамбетова.
#кино #фантастика #антиутопия #великие фильмы #шедевры #культура