Найти тему
Александр Залесов

Я выдержал все «Сумерки» и составил топ фильмов серии: от худшего к лучшему

Оглавление

Привет, это Саша, ваш терпеливый кинокритик. Да, я на картинке слева. Хотя после просмотра всех «Cумерек» двигался к тому, чтобы выглядеть как этот парень справа.

Для преодоления главной вампирской саги поколения вам потребуется 608 минут, то есть больше 10 часов своей жизни. Не так много по сравнению с каким-нибудь «Гарри Поттером», но всё равно жалко. 10 часов жизни на дороге не валяются.

Но у меня завалялось, я богатый. Могу себе позволить не смотреть мировую классику, а убить день на «Сумерки» (*плачу*).

Слёзы в сторону. Не всё так плохо. Чем дальше я погружался в отношения Беллы и Эдварда, эмоциональные срывы Джейкоба и противостояние Вольтури и Калленов, тем сильнее убеждался, что не просто так «Сумерки» стали мировым событием. В них что-то есть. Что-то правдивое. А где правда — там настоящее искусство. Давайте же его найдём. Предварительно расставив все фильмы по местам: от худшего к лучшему.

5. Нет, только не это или «Сумерки. Сага. Новолуние» (2009)

Древние китайцы знали самую страшную пытку. Человеку на темечко капали воду. По капле. Кап, кап. Вроде ничего страшного, а потом ты просто сходил с ума. Примерно такой же опыт предоставляет второй фильм вампирской саги.

«Новолуние» невероятно сложно смотреть. Два часа тебя мучают конфликтом, который никак не развивается и никуда не идёт. Белла страдает и ты страдаешь вместе с ней, потому что деваться некуда — вы в одной комнате. «Поговорите уже и решите что-то!», — молишь ты. Но герои считают, что лучше они продолжат маяться и томиться, катаясь как сыр в масле несчастной любви.

Понимаю, Белла, нам всем сейчас тяжело
Понимаю, Белла, нам всем сейчас тяжело

Это фильм про самоубийц и, видимо, для самоубийц. Эдвард всё кино планомерно измышляет план, как уйти из жизни, Белла делает то же самое. По задумке, ты, очевидно, должен проливать слёзы или сам готовить мыло и верёвку.

Я смотрел много плохого кино. Но никогда настолько мучительного, как «Новолуние». Возможно, именно эта, вторая часть дала серии плохую репутацию «скучного кино». Но дело тут не в качестве содержания, а в качестве воплощения. Оригинальные «Сумерки», снятые режиссёркой Кэтрин Хардвик, были до скрежета в зубах странным фильмом, но не были скучными! А его продолжение «Новолуние», за которое взялся режиссёр-мужчина, хоть и выглядит более «нормальным фильмом» по факту вообще невозможно смотреть. Тотальное поражение уныния и бессмысленности. Не о чем говорить.

4. Слезинка в глаз попала или «Сумерки. Сага. Рассвет — Часть 1» (2011)

Далеко не так плохо как «Новолуние», но страдает «проклятием первой части». Как и в разделённом финале «Гарри Поттера», всё самое интересное досталось второму фильму. А на долю первого выпуска выпали обязательные, но совершенно неинтересные сами по себе фрагменты истории.

Посудите сами, вы вроде бы хотите знать, что у Беллы и Эдварда была свадьба (для кого спойлеры — прошу прощения), но это как дополнительный штрих к истории. Да, здорово, но зачем мне смотреть свадьбу 20 минут? Я попал в раздел хоум видео?

Моментами, конечно, «Рассвет» даёт живые и яркие визуальные образы
Моментами, конечно, «Рассвет» даёт живые и яркие визуальные образы

Понятно, что ко всей этой свадебной эстетике герои шли ещё с первого фильма. Но конфликта нет. Есть просто череда событий: итоги прошлых решений и предпосылки к тому, что развернётся после.

Белла проходит обязательное перерождение, буквально возвращаясь к нам с того света. Белла-человек умерла, осталась только Белла-вампир. Она полностью отдала себя и свою жизнь дочери. Конечно, это сказка, поэтому проснувшись мамой, Белла не падает в пучину послеродовой депрессии, но обретает мощь древнего и могущественного существа.

Иногда это настоящий фильм ужасов
Иногда это настоящий фильм ужасов

Внимательный зритель поймёт, что Белла тянулась к смерти ещё с первого фильма. Она отчаянно хотела, чтобы Эдвард её укусил, но не потому, что это даст ей новую жизнь. Наоборот, потому что избавит от старой. Так что тут смерть не жертвенная, а эгоистичная. Как признался Уолтер Уайт когда-то: «Я всё это сделал для себя». Так же и Белла умерла, потому что хотела умереть.

3. Всё это был сон собаки или «Сумерки. Сага. Рассвет — Часть 2» (2012)

Что сделал финал правильно — он не стал худшим фильмом в серии.

Так, погодите, это молодой Дэнетор?
Так, погодите, это молодой Дэнетор?

Что мне нравится ещё больше, он стал самым политическим фильмом саги. Основной конфликт — главный конфликт в теории международных отношений. Невозможность доверять другому. Каллены приобретают «атомное оружие» — дочь Эдварда и Беллы (простите за спойлеры) — Ренесми. Она особенная. Живая, но одновременно мёртвая. Вампир, но и человек. Главный клан вампирского мира — Вольтури, не без оснований считает, что Ренесми — бессмертный ребёнок, представляющий опасность всем вампирам. В древности Вольтури убивали бессмертных детей, потому что они не росли, не учились и не могли хранить вампирский секрет, убивали всех подряд. Их цель — убить Ренесми и спасти мир людей и вампиров.

Каллены понимают, что противостоять Вольтури не в силах. Не в силах даже заставить их выслушать себя, доказав, что Ренесми не опасна. Само существование Ренесми вынуждает Вольтури действовать. Она — прямая угроза их безопасности.

Единственным мирным способом решить ситуацию оказывается буквальное путешествие в будущее. Только такая волшебная способность Элис Каллен позволяет обойтись без кровопролития. И это грустная новость для всех, потому что в настоящем мире правители не могут заглядывать в будущее. А как иначе решить подобный конфликт совместного недоверия — «Сумерки» не раскрывают. Да и история, пока, тоже.

2. Ещё чуть-чуть и будет «Властелин колец» или «Сумерки. Сага. Затмение» (2010)

Честно, самый любимый фильм всего этого бледно-волчьего безумия. События впервые приобретают какой-то понятный героический размах и на тебя прорывается дух магической сказки, а не подросткового фэнтези.

Ответственность за такую красоту лежит на плечах режиссёра Дэвида Слейда — любителя психологических триллеров и мрачных ужасов. А помогает ему оскароносный композитор «Властелина колец» Говард Шор. Да, моментами фильм звучит совершенно неотличимо от эпического фэнтези.

Все эти новые, более взрослые веяния пошли саге на пользу. Как «Гарри Поттер» в третьей части стал серьёзнее и взрослее с приходом Альфонсо Куарона, так и «Сумерки» к третьему фильму нашли удачный баланс между романтикой и приключениями, мрачностью и юмором.

Есть очевидное зло, с которым надо бороться. Есть герои, которым приходится объединиться для отпора. Белла — сразу и избранная и артефакт, который нужно защитить.

Основной романтический конфликт, правда, не имеет смысла, потому что выбор «быть с Эдвардом» Белла сделала ещё в предыдущем фильме (богопротивном «Новолунии»). Но с другой стороны, таким образом мы можем вообще пропустить вторую часть, чтобы сразу же оказаться в третьей и ничего не потерять по смыслу. И это прекрасно.

1. Как всё странно или «Сумерки» (2008)

Первый фильм — лучший. Не только по сумме заслуг, как запустивший мировой феномен, но по тому, каким именно образом ему это удалось.

«Сумерки» — очень странный фильм. Ни один другой фильм саги даже близко не подошёл к этому уровню странности. Каждая сцена и почти каждый кадр выглядят не как ваша обычная романтическая история. Белла постоянно ходит с открытым ртом, неловко дышит, кусает губы, всё роняет, везде спотыкается. И это не в милом стиле «ой, какая я неуклюжая». Видно, что эта странность — врождённая в Белле.

Но каждый подросток ощущает себя именно так. Для подростка почти каждый момент жизни — стыдный и безумно неловкий. Как говорится, кринж. И первые «Сумерки» — это кринж в каждом кадре.

Эдвард, держись
Эдвард, держись

Поэтому для половины людей, которые считают себя взрослыми, это комедия. А для другой, которые остро переживают свой подростковый период — реальная жизнь. Если вы при просмотре ощущаете стыд за героев и хотите отвесить себе десяток фейспалмов — потрясающе, фильм достиг своей цели.

Чем же хороша сумеречная сага?

Уф, спустя 10 часов переглядываний, беготни по лесу, открытого рта Беллы и торса Джейкоба я чётко понял одну вещь. Все «Сумерки» очень разные.

Первый фильм — подростковая история любви, от которой хочется провалиться под землю (в хорошем смысле). Если вы забыли пубертат, то самое время вспомнить. Воплощение двух великих жанров «низкого кино» — американской комедии про школьную жизнь и фэнтези об избранном главном герое.

Третий — магическая сказка с любовным треугольником, опасными монстрами, внезапными союзниками и странной организацией, которая за всеми наблюдает. Прародитель «Дивергента».

Четвёртый — смерть и победа над ней. Преодоление самого главного ужаса человека, к которому Белла тянулась всю свою жизнь. Вероятно, то, что она не боялась смерти, а наоборот, приветствовала её как давно ожидаемое спасение из этого мира, дало ей силы выжить.

Пятый — краткий экскурс в проблему безопасности и то, почему люди не могут доверять друг другу. Мы просто не знаем, что у других на уме и не умеем заглядывать в будущее.

Про второй фильм говорить вообще не хочется. Но даже он имеет свою тематическую наполненность как фильм, идеально попадающий в атмосферу подростковых суицидальных мыслей. Такой уж у подростков период. И любить «Сумерки» — это тоже пройти через период. Иногда хороший, иногда стыдный, иногда очень смешной. Жалеть об этом не надо, а вот осмыслить — очень полезно.