Ночью не спалось. Включила прямой эфир с летних Олимпийских игр в Токио. Попала на соревнование пловцов. Молодые парни – статные, красивые, мышцы горой – пытались определиться с тем, кто из них быстрее. Я же смотрела и думала, как бы хорошо они смотрелись… на российских полях, которые явно испытывают недостаток в хороших, сильных и быстрых работниках.
Сейчас в разных странах стало популярным задаваться вопросом, кто виноват в том, что некому собирать урожай: не приехавшие из-за закрытых границ трудовые мигранты, недальновидное правительство, не пускающее их на работу, или жадные фермеры, не желающие платить коренному населению столько, сколько… оно хочет?
Я читала много статей на эту тему у латвийских и российских журналистов и блогеров, но почти ни у кого не встретила мысли о том, что в ухудшении ситуации с сельским хозяйством, виноваты… сами люди: люди, разучившиеся работать, и вбивающие в головы тем, кто ещё умеет это делать, что простой физический труд – это нечто постыдное, нечто, чем ни один приличный человек заниматься не будет.
Тенденция эта не нова. В России выросло уже минимум как два поколения людей, для которых ни работающий на земле фермер, ни вкалывающий на станке рабочий, не являются идеалом. Одно время у нас ещё худо-бедно уважали врачей и учителей, но со временем и они перешли в категорию обслуги, мало чем отличающуюся от продавцов и таксистов. Двадцать лет назад все хотели быть юристами и экономистами. Сейчас на пике популярности – бизнесмены и программисты. Самый, конечно, писк – быть блогером-миллиоником, но не будем о грустном. Я вот в прошлом году волею судьбы попробовала себя в роли сиделки (ухаживала за мужем) и с тех пор у меня стойкая аллергия на людей, считающих чем-то постыдным помощь другому человеку. Но вернёмся к морковке.
Сама я это время не застала, но истории о том, как мои родственники, в свою бытность студентами, ездили «на картошку», наслушалась вдоволь. Насколько я понимаю, проблемы со сбором урожая в России (во времена СССР, РСФСР) были всегда. Но если раньше их удавалось решать с помощью добровольно-принудительного вовлечения в трудовой процесс тех, кто был наиболее приближен к государственному аппарату (картошку собирали не только студенты, но и те, кто работал, как сейчас принято говорить, в бюджетной сфере), то сейчас взяться сезонным работникам просто неоткуда: местные жители – не идут, а мигранты – либо не могут приехать, либо выбирают более экономически выгодные страны, где за те же самые действия платят в разы больше. Как результат – собирать урожай некому, он остаётся на полях, в продажу поступает ограниченное количество товара, цены растут. Ну, а кто виноват-то? Как всегда злой Путин?
В глухой российской провинции сейчас модно ездить в Москву на заработки. Кстати, тоже сезонно. Насколько я понимаю, людей зовут на стройки, на бесконечные перекладки асфальта и т.д., и т.п. Что бы ни делать то же самое только в другом направлении? С чётким объяснением, что обещанные 80 тысяч в Москве – это журавль в небе, в то время как 40 тысяч на российских полях – вполне себе приличная синица, которая принесёт пользу не только тебе, но и стране, в которой живёт масса людей, не могущих себе позволить морковь по цене свыше 100 рублей за килограмм?
Российские СМИ так хорошо умеют пропагандировать. Что бы им не взять, да и не начать объяснять людям, что жизнь начинается с закрытия базовых потребностей (ЕДА!) и, только когда все сыты и довольны, можно уже начинать играть мускулами на публику и… радоваться тому, что на латвийских полях гниёт клубника.
Ситуация с клубникой в Латвии, по большому счёту, мало чем отличается от российской морковки. Всё так же некому работать. Всё так же никто не едет. Но если начать разбираться, то выясняются интересные вещи. К примеру, что так называемые безработные почему-то не горят желанием заниматься сбором урожая, хотя платят фермеры вполне себе прилично даже по латвийским меркам, и каждый работник имеет возможность заработать больше объявленного. То есть, если ты достаточно расторопен, не боишься тяжёлого физического труда и нуждаешься в деньгах, то что бы не попробовать пахать так, как это делали твои отцы и деды? Но проблема в том, что, по опыту всё тех же фермеров, редко кто из местных жителей готов выкладываться даже просто на сто процентов.
Большинство хочет чего? Кое-как отбыть трудовую повинность в поле и получить раза в три-четыре больше, чем за просиживание штанов в офисе. Проблема в том, что так это не работает. Давно уже. Не с чего платить зарплату тому, кто ничего не сделал. И продавать нечего, если ничего не собрано. И цены неизменно взвинчиваются (если нет сопутствующего конкурента), если товар в дефиците. Так чему удивляться-то?
Всегда рада новым друзьям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!