А давайте сегодня вспомним одну из самых добрых детских книг, которые были в нашем советском детстве? Это сборник рассказов про девочку Таню авторства Любови Воронковой "Солнечный денек".
К моему огромному сожалению, у меня не сохранились те сборники рассказов Любови Воронковой, что я читала в детстве. В той книге, что сейчас у меня - все пять сборников, что выходили когда-то, под одной обложкой. "Солнечный денек", "Снег идет", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу" и "Командир звездочки". А в моем детстве это были тоненькие книжечки в мягких переплетах, выходивших в большой серии "Читаем сами".
Ну, зато это издание с теми самыми рисунками, с которыми издавались книги Любови Воронковой раньше. Вроде бы это совсем незатейливые истории про маленькую девочку Таню, которая живет в деревне с мамой, бабушкой и дедом. Сссорится и мирится с друзьями, гуляет в лесу и возле речки, помогает маме на колхозном поле, бабушке — по дому, смотрит, как бабушка мастерит ей куклу...
Совсем простые истории, но их хочется читать и перечитывать, потому что с этих страниц веет светом твое собственное детство, когда деревья были большими, а все деньки были солнечными. Вспоминается и собственная бабушка, и вымытый деревянный пол, остро пахнущий мокрым деревом, правда, не в деревне, а на даче. Но все равно, в детстве каждого из нас есть моменты, которые всплывают в памяти при прочтении книг Любови Воронковой.
Потому что рассказы о Тане — это такая квинтэссенция детства. Долгие-долгие дни, жар летнего солнца с бесконечно синего неба, домик, сооруженный под тенью дерева, где можно лениво играть в куклы, высокая синь осеннего неба и запах земли на поле, на котором взрослые копают картошку, глубокие лужи от дождей, по которым бегаешь в резиновых сапогах, первые морозы, укрывающий все на замле толстенным белым покрывалом снег и сладкий запах елочной хвои как предвестник Нового года..
Рассказам о Тане очень много лет, первый сборник вышел еще в 1948 году (это, кстати, объяснит внимательному читателю, почему ни в одном из рассказов не появляется отец Тани). При этом, в отличие от, например, осеевской "Динки", которую мы вспоминали в одном из прошлых постов, их совершенно спокойно можно читать современным детям, нет там такого количества понятий, им не известных. Разве что в последнем сборнике, "Командир звездочки", где Таня уже пошла в школу и стала октябренком.
Иллюстрации в книге сделаны Николаем Устиновым, те самые, что были сделаны еще для советских изданий рассказов Воронковой. Очень светлые они у него, и очень... наши, что ли? В них я вижу и свое детство, проведенное в Сибири. Николай Устинов признанный мастер-пейзажист, недаром он иллюстрировал Тургенева и Пришвина, Соколова-Микитова и Ушинского. Очень тонкое у него видение русской природы, пейзажей, привычных нам, любимых и знакомых.