Найти в Дзене
Марсель Македонский

"Улица какого-то Эйзенштейна"

Пора, видимо, вводить рубрику "подслушано в транспорте". Пару месяцев назад я услышал в метро, что Высоцкий устарел, а вчера вечером случилось "логическое продолжение". Я ехал на 17 трамвае, одна из остановок на маршруте называется "Улица Сергея Эйзенштейна". Когда мы её проезжали, девушка (которая в этот момент вела с кем-то очень важный разговор по телефону) сказала: "Проезжаю улицу какого-то Эйзенштейна". Для человека, который так любит кино (это я сейчас про себя), подобные фразы - верх невежества. Ведь кто такой Сергей Михайлович Эйзенштейн? Не просто режиссёр с большой буквы. Еще это человек, которым восторгается другая легенда мирового кино - Фрэнсис Форд Коппола. Когда режиссёр приезжал в Москву, он признался, что в его личной фильмотеке есть "Броненосец "Потемкин", он каждый год пересматривает этот фильм и находит что-то новое в монтажных решениях Эйзенштейна. Фильм, на секундочку, вышел в 1925 году. Но меня лично больше трогает другая история - связанная со Сталиным. Вождь оч

Пора, видимо, вводить рубрику "подслушано в транспорте". Пару месяцев назад я услышал в метро, что Высоцкий устарел, а вчера вечером случилось "логическое продолжение". Я ехал на 17 трамвае, одна из остановок на маршруте называется "Улица Сергея Эйзенштейна". Когда мы её проезжали, девушка (которая в этот момент вела с кем-то очень важный разговор по телефону) сказала: "Проезжаю улицу какого-то Эйзенштейна".

Сергей Михайлович
Сергей Михайлович

Для человека, который так любит кино (это я сейчас про себя), подобные фразы - верх невежества. Ведь кто такой Сергей Михайлович Эйзенштейн? Не просто режиссёр с большой буквы. Еще это человек, которым восторгается другая легенда мирового кино - Фрэнсис Форд Коппола. Когда режиссёр приезжал в Москву, он признался, что в его личной фильмотеке есть "Броненосец "Потемкин", он каждый год пересматривает этот фильм и находит что-то новое в монтажных решениях Эйзенштейна. Фильм, на секундочку, вышел в 1925 году.

Но меня лично больше трогает другая история - связанная со Сталиным. Вождь очень высоко ценил Эйзенштейна. Более того, он хотел, чтобы именно этот режиссёр снял про него биографический фильм. Но Эйзенштейн принял революцию 17-го года очень хорошо, а потом начал разочаровываться в советском режиме.

Режиссёр много лет вынашивал идею снять фильм про Ивана Грозного. И вот, наконец, получил добро на съёмку. Трехсерийный исторический эпик о самой противоречивой фигуре на престоле, Николай Черкасов в титульной роли! Фильм обещал стать грандиозным событием в мире кино. Но... Когда Сталин посмотрел первую серию, он остался очень недоволен. Снимал-то Эйзенштейн Грозного, а вот показывал при этом Сталина. Наверное, не нужно говорить, сколько режиссеру пришлось пройти кругов ада, чтобы начать вторую серию. К сожалению, третью ему снять так и не дали. Но и тех двух, что сейчас можно увидеть, хватает, чтобы впечатлиться всей глубиной режиссерского замысла и его умением ставить акценты так, чтобы не в лоб, но тем, кому нужно, поймут.

А сейчас - "улица какого-то Эйзенштейна". И ведь не сказать, что подобные фразы - вина одного только юного поколения. Они живут в мире, который трещит по швам от имеющейся информации. Информации много, но так мало людей, которые могли бы увлечь этой самой информацией. А начнёшь увлекать - кто-то обязательно политическую подоплеку усмотрит. Ведь никто же не поверит, что ты просто решил рассказать людям, что великий Коппола думает о великом Эйзенштейне.

Раньше информации было мало, её умели искать, структурировать и запоминать. А сейчас, когда даже искать не надо, на каждый факт приходится по десять трактовок. Взять хотя бы постанализ случившегося с Нотр-Дам - вокруг сплошные поиски символизма. Мол, закат Европы, христианской культуры и т.д. В сущности, де-факто и де-юре это история про необходимость соблюдения пожарной безопасности. А всё остальное: рефлексия гуманистического сознания, переливание из пустого в порожнее.

- Что случилось с Нотр-Дам?
- Он сгорел.

Барабанная дробь. Занавес.

Пока же получается эволюция наоборот - выживают самые неприспособленные. Тут и Высоцкий устарел, и улица "какого-то Эйзенштейна". А ведь уже давно стало понятно: если ты умный, читай книги, если ты глупый, читай в два раза больше.

Ну и чтобы закончить всё же на позитивной (как бы) ноте:

-2