Когда некоторые читатели присылают мне свои вопросы, то порой кажется, что и отвечать особо нечего, всё давно сказано, и больше, чем несколько предложений, написать не смогу… Но, если копнуть.
Хотя советские историки всегда с гордостью рассказывали, какое хорошее вооружение было у Красной Армии (благодаря успехам советской промышленности), но, кроме бронетранспортёров в нашей армии много чего или имелось крайне мало, или не было совсем.
Отсутствие бронетранспортёров уж точно не было вызвано мнением руководства об их ненадобности. В отличие от, например, противотанковых ружей, которые перед самой войной вдруг оказались ненужными армии. Во всяком случае, история развития предвоенной бронетехники показывает, что разработка бронированных машин для перевозки пехоты и других задач, предусматривалась планами и опытные образцы создавались.
Кто не помнит или не знает, напомню, что бронетранспортёры пытались делать на базе серийных танков: Т-26, БТ и Т-37. Был проект бронетранспортёра инженера Дыренкова на базе бронетрактора. Известен вариант колёсного бронетранспортёра на базе бронеавтомобиля БА-10.
Почему эти проекты не были осуществлены в серии (кроме нескольких машина на базе танка Т-26), причины указываются разные. Но можно легко догадаться самому.
Во-первых, все машины были, видимо, недостаточно удачны по конструкции и не удовлетворяли военных. Даже те, которые выпускались. Хотя эта причина, на мой взгляд, не могла бы служить непреодолимым препятствием — можно привести примеры образцов вооружения, которые принимались в серию недоведёнными, и либо по ходу исправляли свои недостатки, либо даже, так и использовались.
А посему, второй, и главной причиной, могло быть то, что промышленность бы просто не осилила такую дополнительную нагрузку.
Мы как-то больше привыкли слышать об успехах, но в те же предвоенные годы есть много примеров, когда весьма необходимое вооружение с огромным трудом и затратами внедрялось в производство, и всё равно производилось с нарушением всех планов и не удовлетворяло запросам армии. Из самых, пожалуй, ярких примеров можно привести автоматические зенитные пушки. Хотя Россия была одной из первых стран, ещё в Первую Мировую, наладивших у себя производство зенитных автоматов (пусть и лицензионных), но создать свою собственную пушку так и не смогли. Точнее, опытных образцов конструкторы предложили немало, и, на первый взгляд, весьма совершенных. Но промышленность так и не смогла освоить в производстве ни проекты отечественных оружейников, ни купленные в Германии образцы зениток. Лишь в последние предвоенные годы кое-как удалось внедрить в производство копию шведской пушки, но недостаток орудий этого класса Красная Армия испытывала до последних дней войны.
Можно напомнить, как наша авиация перед войной осталась без современных истребителей, да так и не смогла догнать Германию по качеству этого класса самолётов.
Возможно, какой-то из предвоенных проектов бронетранспортёров и можно было бы запустить в серию. Ещё больше шансов было бы, казалось, сделать это уже в ходе войны. Когда стало понятно, что наша мотопехота нуждается в таких машинах очень, стало видно, как успешно используются бронетранспортёры в германской и американской армиях. Имелись и образцы трофейных немецких и лендлизовских американских машин. И на основе их разрабатывались свои собственные полугусеничные бронетранспортёры…
Но фронт требовал всё больше и больше танков, а на всё остальное просто не было мощностей. Перевозить мотопехоту и буксировать артсистемы было бы и вообще нечем, кроме лошадей, если бы не лендлизовские полноприводные грузовики.
Как это не печально, но у нас не было и массового серийного производства полноприводных грузовиков и полугусеничных тягачей, которые бы могли послужить базой для бронетранспортёров.
Вот так как-то…
В тему будет статья:
Советский военпром 30-х: «ну не смогла»