“Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь... Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать»” (Деян. 9:4-6).
“Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса” (Деян. 22:16).
Вот один из наиболее трудных вопросов, которые можно поставить перед иудаизмом: “Объясните, пожалуйста, такую резкую перемену в Савле Тарсянине”. Этот вопрос останется без ответа и по возможности будет полностью проигнорирован. Резкая перемена в жизни Савла — это неотвратимое свидетельство в пользу воскресшего Господа! Разум не допускает никакого другого объяснения. Если Савл не видел Иисуса Назарянина на дороге в Дамаск и не разговаривал с Ним, то отчего он переменился? Чему мы должны приписать мгновенное преображение человека, противившегося “пути”, в любящего брата? Бездушного, бесчувственного чиновника от иудаизма в горячего противника этого иудаизма, чуткого и заботливого работника? Нет, не существует адекватного объяснения, если исключить воскресение Иисуса Назарянина, Христа. Именно это осознание пришло к Савлу на пути в Дамаск, куда он направлялся, чтобы ещё больше терзать Господню церковь. Именно это осознание вызвало перемену в его жизни и питало его последующую верность.
Обращение апостола язычников описано в трёх главах Деяний (9; 22; 26). До обращения Савл был грозой церкви. Это был человек, приближённый к руководящим лицам иудаизма. Он обладал властью. Его будущее в религии было определено традицией и ограничено национальностью. Нельзя сказать, что он был воплощением зла. Он был человеком доброй совести (Деян. 23:1). Он старался делать то, что правильно. Он искренне полагал, что повинуется Богу Яхве. Он в самом деле был убеждён, что христианство — это самая отвратительная форма ереси, которая когда-либо возникала в иудейской среде. Во всех своих действиях он руководствовался своей совестью — но его совесть оказалась плохим руководителем. Он был предан Богу, он был глубоко искренним — но искренне погибшим во грехе. Верующим была известна его репутация, и его боялись, считая страшным врагом (Деян. 9:13). Перед нами олицетворение искренне неведающего бунтовщика против Божьей воли.
Полезно изучать случаи обращения, но полезнее всего исследовать обращение Савла Тарсянина. В этом обращении мы можем видеть резкие перемены, происшедшие в жизни человека в результате подлинного повиновения воле Христа. В рассказе об этом обращении мы видим истинную посвящённость Богу. После обращения Павел написал, как минимум, тринадцать новозаветных книг. После обращения он всё почитал тщетой ради Христа и всю свою жизнь посвятил распространению славной евангельской вести (Фил. 3:8 и дал.).
Старый и испытанный способ изучения обращения Савла — это рассмотреть четыре вопроса, заданных во время обращения. Два вопроса задал Савл, один задал Господь и один — Анания. Эти четыре вопроса содержат в себе принципы обращения при новом завете.
“КТО ТЫ, ГОСПОДИ?” (Деян. 9:5)
Упав на землю, Савл осознал воздействие высшего существа. Он захотел получить информацию от этого божественного проявления. Он воистину желал научиться. Это отправная точка всякого обращения. О необходимости научиться говорил Иисус: “Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне” (Ин. 6:45).
Хотя научение является только первым шагом в обращении, к этому шагу надо отнестись серьёзно. Многие стремятся узнать о Боге, но прибегают к ошибочным источникам и в результате так и не находят абсолютной истины! Другие ищут информацию, но делают это больше из любопытства, чем из подлинного интереса.
Те, кто ищет информацию о Христе, часто поступают, как поступили Иосиф и Мария, когда искали Иисуса (Лк. 2:41 и дал.). На выходе из Иерусалима они подумали, что Христос с ними. Однако пройдя некоторое расстояние, они обнаружили, что с ними Его нет. Они стали искать Его вначале среди родственников, а потом среди знакомых. Писание констатирует результат: они не нашли Его. Наконец они вернулись в город и там нашли Его. Многие и сегодня ищут Его точно так же, и поиски эти оказываются тщетными. Они ищут Христа, но Его нет ни среди родственников, ни среди знакомых. Многие не сделают даже попытки возвратиться назад, к “старому иерусалимскому евангелию”, правильному источнику, чтобы найти Его. Многие оставляют поиски, так и не найдя Господа.
Савл свой поиск начал с правильного источника. Он не боялся задавать вопросы. Пусть его пример вдохновит всех ищущих Христа. Пусть тот, кто ищет искренне, обратится к правильному источнику, евангелию, и там найдёт правильный ответ.
Вопрос, который задал Савл, очень важен: “Кто Ты, Господи?” Это основополагающий вопрос о власти. Чтобы повиноваться Господу, ему нужно было знать, кто Он. На этот вопрос можно дать обстоятельный ответ. Кто этот Господь, который говорил с Савлом на дороге в Дамаск? Отметьте следующие ответы на этот важнейший вопрос.
Он пророк. Следовательно, Его нужно слушать и Его повеления нужно в точности исполнять (Деян. 3:22; Мф. 17:5). Он священник, и мы спасены благодаря Его жертве (Еф. 1:7; 1 Пет. 1:19; Мф. 26:28; Евр. 5:10). Он царь, и мы должны позволить Ему руководить нашей жизнью. А если мы хотим, чтобы Он руководил нами, то мы должны стать подданными Его царства (Еф. 1:19).
Савл получил чёткий ответ на свой вопрос: это Иисус Назарянин (Деян. 9:5). Но даже этот ответ оспаривается в наши дни. А кто этот Иисус Назарянин? Современные философы стремятся представить Его только человеком, лишённым всякой божественности. Поэтому они говорят об “историческом” Иисусе, или “реальном” Иисусе, скрывающемся за “мифами” евангельских повествований. Но такие богохульные идеи никогда не сходили с уст Савла. В его голове не возникло никаких сомнений относительно того, кто такой Иисус Назарянин.
В Новом Завете нам даётся ясное описание Иисуса Назарянина, которое выделяет Его как уникального, единственного Спасителя человечества. Он Сын Божий (Мф. 16:16) и в то же время брат самых униженных (Рим. 8:17). Он Царь царей (1 Тим. 6:15) и в то же время друг грешникам (Лк. 15:1, 2). Он глава церкви (Еф. 1:22, 23). Он Тот, кто жил, умер, а теперь вовеки жив и имеет ключи от смерти и ада (Отк. 1:18). Он Тот, кто сказал и успокоил воды, ветер и море (Мф. 8:26). Он Агнец, который приведёт к источникам живой воды, где Бог отрёт всякую слезу (Отк. 7:17). Он корень и отрасль Давида, Звезда светлая и утренняя (Отк. 22:16). Он Грядущий, перед которым вы предстанете на суде (Отк. 22:20). Он Тот, чьё присутствие заставило Иоанна пасть к Его ногам, словно мёртвому (Отк. 1:17). Он Единственный, чьё имя признаёт Бог, и Тот, кто должен будет исповедать ваше имя пред Богом, чтобы небеса стали вашей вечной судьбой (Мф. 10:32).
И Савл боролся против этого Единственного. На дороге в Дамаск он понял, что это безнадёжная борьба, и там он покорился. Заметьте, что покорился он без каких-либо условий — не было никаких “если”, “но” или “может быть”. Он покорился с полной готовностью и охотой.
Этот первый вопрос был необходим для обращения Савла; он и сегодня не менее важен для спасения погибших душ. А вы боретесь против этого Единственного или за Него? Если вы подобны Савлу, то поймите, что это заведомо проигрышная борьба, и покоритесь.
“ЧТО ТЫ ГОНИШЬ МЕНЯ?” (Деян. 9:4)
Для Савла это наверняка было шокирующее осознание. Он был религиозным, но гнал Христа! Он сразу же признал своё заблуждение (Деян. 22:1 и дал.; 23:1). Его жизнь оказалась яростным бунтом против Божьей любви. Многие сегодня уподобляются Савлу, когда бунтуют против Бога и борются с Христом. Они искренни, но искренни в заблуждении.
Савл противился церкви по трём основным причинам. Во-первых, он поступал так по неведению (1 Тим. 1:13). Во-вторых, он пребывал в заблуждении (Деян. 23:1). В-третьих, он принимал мнение за истину (Деян. 22:3). Сегодняшняя оппозиция по отношению к Божьей церкви основывается на этих же трёх причинах. Многие не знают чистого новозаветного христианства, которое искажают людские учения. Это неведение подпитывают проповедники, которые ведут свою аудиторию по ложному пути, потому что больше любят человеческие мнения и предания, чем простую Божью истину.
Не потому ли вы противитесь Богу, что позволяете одной из этих трёх причин влиять на ваш здравый смысл? Многие заявляют, что не гонят Христа, но они яростно противятся Христовой церкви. Они не понимают, что Савл гнал церковь, но Христос сказал, что Савл гонит Его. Церковь — это тело Христа, и всякий, кто нападает на церковь, нападает на Христа. Такое противодействие очень серьёзно, и многие слепо противятся Богу, даже не ведая о том.
Истинное обращение начинается с поиска верной информации, за чем следует освобождение от рабства неведения.
“ГОСПОДИ! ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?” (Деян. 22:10)
Вот позиция, гарантирующая спасение. Она сродни позиции Исаии (Ис. 6:8). Это позиция веры и преданности Божьей воле. Именно в такой позиции отчаянно нуждаются те, кто сегодня ищет Божьего спасения. Посмотрим, как она была выражена.
Слово “что” предполагает нечто конкретное. А не просто “подойдёт лишь бы что”. Савл хотел знать, что Бог велит ему сделать. Многие, ища спасения, спрашивают, что для этого требует тот или иной человек или та или иная церковь. Савл же хотел знать, чего хочет от него Бог. Это слово также предполагает, что человек на этот вопрос ответить не может. Чтобы спасти душу, ответ следует искать только в Божьем Слове!
В этом вопросе и в Божьем ответе на него следует отметить один очень важный факт. Бог не ответил Савлу прямо. Савлу было сказано идти в Дамаск и там получить наставление. Этот факт говорит нам сегодня, что относительно нашего спасения Бог не даёт прямых ответов. Святой Дух не скажет нам, что делать, посредством какого-то мистического или эмоционального опыта. Бог призывает людей к спасению через Своё записанное Слово (евангелие, 2 Фес. 2:14; 2 Пет. 1:3). Эта мысль ещё раз подчёркивается в Деян. 10, где ангел не говорит Корнилию, что делать, чтобы спастись, но велит послать за Петром, который скажет ему (Деян. 11:13, 14). Чтобы спастись, Савл должен был пойти к человеку, которого назвал Христос, — к Анании. Так это и сегодня. Погибшие, если они хотят узнать, что им делать, чтобы спастись, должны пойти к тем, кого указал Христос. В новозаветные времена эта весть была дана апостолам, которые, в свою очередь, передали её другим, способным также учить евангелию (Мф. 28:19; Мк. 16:15; 2 Тим. 2:2). Сегодня все христиане обязаны примечать тех, кто стремится познать евангелие и повиноваться ему, и наставлять их в истине. Если кто-то хочет знать, “что” Бог хочет от него, он должен заглянуть в Божье откровение или послушать, что говорят компетентные учителя.
В поставленном вопросе подразумевается модальный глагол “нужно, должен” (“Что мне [нужно] делать?”), который указывает на повеление. Выбора нет. Человек должен сделать и спастись или отказаться и погибнуть. Вариантов нет.
“Мне” означает личную ответственность при обращении. Никто не может сделать это за вас. Обращение — дело лично каждого (Рим. 14:12).
“Делать” — это слово, предполагающее действие во время обращения. Савлу было сказано, что он должен сделать нечто, чтобы спастись. Если он этого не “сделает”, то останется бунтовщиком против Бога и получит вечную погибель. Савл должен был оставить иудаизм (лжерелигию, которой он следовал). Он не мог спастись, следуя доктринальному заблуждению. Он должен был также оставить сектантство (Деян. 26:5, 6). Он должен был стать частью “одного тела” Христовой церкви. Также Савл, если он хотел спастись, должен был перестать молиться (Деян. 9:11; 22:16). Это очень интересный момент. Многие верят, что раскаявшийся грешник может “вымолить” спасение. Но для Савла Тарсянина это было невозможно! Савл, чтобы спастись, должен был что-то “сделать”. У него была вера, но чтобы она стала действенной, её нужно было привести в действие!
“ЧТО ТЫ МЕДЛИШЬ?” (Деян. 22:16)
Этот вопрос принуждал Савла к действию. Даже в этот момент Савл всё ещё был погибшим. В его жизни по-прежнему присутствовал грех, и потому он был всё ещё отделён от Бога. И хотя ясно, что он всё ещё был погибшим, некоторые утверждают обратное.
Анания просто спрашивал: “Что ты теряешь время?” Пока Савл не облёк свою веру в действие, он терял время. Пока Савл отказывался погружаться в воду для искупления грехов, он терял время. Настоятельность вопроса Анании заставила Савла воспользоваться случаем и спастись. Путь спасения изложен здесь простыми словами. Его простоту иллюстрирует Савл, а также три тысячи спасённых в день Пятидесятницы (Деян. 2:37). Грешник, который понимает евангелие, будет готов облечь веру в действие, крестившись водным крещением для прощения грехов.
Анания спросил Савла, что тот приобретёт, если отложит своё крещение? Савл мог бы сказать, что не приобретёт ничего, кроме того, что ещё какое-то время пробудет в качестве погибшего грешника на пути к вечности в аду. Подводя черту, можно сказать, что Савл в случае промедления ничего не приобретал, а только всё терял!
Вопрос Анании настоятельно обращён сегодня к каждой погибшей душе: “Что ты приобретёшь, если будешь медлить? Зачем ты теряешь время?”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На дороге в Дамаск произошло событие, переменившее всю жизнь Савла и сказавшееся на истории церкви. Именно на этой пыльной дороге враг стал братом, бессердечный чиновник— заботливым другом, а бунтовщик — страстным учеником. Это великое преображение произошло вследствие обращения Савла Тарсянина ко Христу Иисусу, единородному Сыну Божьему.
Случившееся с Савлом на дороге в Дамаск ясно иллюстрирует принципы обращения. Человек должен услышать Божье Слово, чтобы уверовать в то, что Христос есть Сын Божий. Уверовав, он должен продемонстрировать покаяние и готовность исповедать божественность Христа. Затем необходимо креститься погружением в воду для прощения грехов. В крещении омываются наши прошлые грехи, и мы попадаем “в” тело Христово, где находятся благословения спасения (Гал. 3:27). Яснее процесс обращения и не выразить. Те, кто оспаривает этот процесс, вступают в конфликт с Божьим Словом, а это самое незавидное положение!
Да примут все твёрдое решение последовать примеру Савла Тарсянина. Пусть осознание этого бунтовщика поставит вас на путь повиновения Божьей воле.