Сегодня нас в с вами ждут увлекательное путешествие по стартовым позициям ЗРК С 200.
Что такое система С 200. Это последняя стационарная зенитная система, на смену ей пришли мобильные системы С 300. Предшественниками были С 25, С 75, С 125. О них я вам как нибуть расскажу.
И так, С 200 это зенитный ракетный комплекс, при том дальнего радиуса действия. Их существовало несколько модификаций и радиус действия доходил до 300 км, а высота поражения цели до 40 км. (С-200Д «Дубна»)
Первый комплекс С 200 "Ангара" принят на вооружение в 1967 году, имел дальность - 160 км высоту - 20 км.
Зенитные ракеты для системы С 200 были управляемыми и двухступенчатыми.Первая ступень была из 4х твердотопливных ускорителей, которые располагались на маршевой ступени, которая в свою очередь была оснащена жидкостным двигателем 5Д67. Жидкое топливо - двухкомпонентное.
Я не буду в даваться в подробности, как разрабатывалась система, какие недостатки имела и тд.
Расскажу коротко, что из себя все это представляло. Ниже привожу схему размещения ЗРК С 200. Естественно все они выглядели по разному, но общий принцип неизменен.
Наш зенитно-ракетный полк, который мы посетим имел три стартовые позиции.
Каждая стартовая позиция - это капонир, где хранились снаряженные ракеты, и 6 пусковых установок с дизель электростанциями и машинами снаряжения, которые передвигались по коротким рельсовым путям. В нашем случае следов рельсовых путей нет, и мест расположения машин снаряжения тоже нет. Делаем вывод, что предусматривалась доставка ракет на пусковую установку из технического дивизиона автодорожными средствами - на транспортно-перегрузочной машине 5Т83.
На фото огневая точка где то в Сирии.
Так же часть имела технический дивизион, где ракеты снаряжались, заправлялись и от туда отправлялись на стартовые позиции.
Маленькая справка из ВикиПедии: Каждый дивизион С-200 имеет 6 пусковых установок 5П72, аппаратную кабину К-2В, кабину подготовки к старту К-3В, распределительную кабину К21В, дизельную электростанцию 5Е67, 12 автоматических заряжающих машин 5Ю24 с ракетами и антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В. В состав зенитно-ракетного полка обычно входят 3-4 дивизиона и один технический дивизион.
Отправляемся в путь. Здание КПП. Часть расформирована в 90х, активно пилить начали примерно в 2010. В прошлый раз, лет 10 назад КПП выглядел лучше. Раньше справа от КПП стоял памятник ракете, я еще застал его следы.
Когда то тут шла дорога к первой стартовой позиции. Теперь это просто грунтовка.
Капонир по центру стартовой позиции, в котором должен был стоять тягач с со снаряженной ракетой.
Мне не понятно, почему нет машин автоматического снаряжения, это же сильно убыстряет процесс. Так как каждая пусковая установка могла совершить 3 выстрела, с минимальной задержкой.
Хотя, гуляя по просторам интернета, я нашел фотографию архивную, где можно видеть укрытия для машин снаряжения, скорее всего они не дожили до наших дней.
Следующая стартовая позиция. Внешне неотличимая от первой. В центре такой же капонир.
Давайте посмотрим на стартовые площадки. Я честно не нашел ни каких следов укрытий от машин снаряжения и следов рельсовых путей. Остались только земляные валы и просто поляны.
А вот третья стартовая позиция отличается от остальных. Больше похоже на пункт снаряжения, и имеет маленькое укрытие для личного состава.
Пройдем в технический дивизион. Он отделен своим собственным КПП да забором.
Есть подозрение, что тут размещались так же еще и ядерные головные части. Та как даже ДОТ установлен, который смотрит на дорогу внутри части.
Под ДОТом небольшой бункерок, раньше в нем можно было найти противогазы, и фильтры от них. Сейчас там пусто.
Идем далее, к месту хранения ракет и боевых частей. Туда не то что дороги нет, туда направления не осталось. Приходится продираться через плотные заросли.
Вот мы уже можем разглядеть искомое.
Заглянем во внутрь. У нас там два ангара, что в каком хранилось, я уже не знаю.
Теперь пойдем по пути снаряжения ракет. Здесь скорее всего осуществлялась сборка боевой части и маршевой. (это мои догадки)
Рядом стандартное укрытие для личного состава, со стойкой под три автомата.
За отдельным периметром из колючей проволоки мы видим укрепленный бетоном насыпной холм.
В холме размещен резервуар. Скорее всего это одно из хранилищ ракетного топлива. Запах до сих пор весьма едкий стоит.
Идем, предположительно, к зоне заправки ракет топливом. Тут здания руинированы больше всего.
Стены обрушены с целью добычи кирпича. А от чего-то остались только следы.
Естественно для всего нужен автотранспорт, и он там имелся.
Посмотрим гараж.
Теперь пойдем посмотрим на быт солдат. Казарма.
А теперь в штаб, где сидел начполка и прочая бухгалтерия.
По пути попадаются различные ветхие постройки.
Здание штаба.
Внутри следы, что это здание использовалось какой то игрой, ну наподобие "дозоров".
Уже практически на выходе, мы встретили мужчину и женщину. Мужчина, оказалось, проходил срочную службу в этой части в 80х, приехал посмотреть, что стало с частью.
Ну вот такая у нас экскурсия получилась. Прошли мы судя по трекеру более 8 км, но это только половина части по кругу.