В 1994 году был закрыт аэродром «Смирных», с которого летали истребители 528-го авиационного полка ПВО.
Историю свою этот аэродром ведёт ещё со времён, когда здесь заправляли японцы. Тогда бетонная ВПП аэродрома «Кэтон» имела в длину 1,2 км. Для советских авиаторов аэродром представлял большой интерес. Здесь были рулёжные дорожки и более двадцати оборудованных самолётных стоянок. Аэродром мог принять целый авиационный полк, а накануне боевых действий против милитаристской Японии – и два полка советских самолётов.
Когда о. Сахалин был от японцев освобождён, здесь разместился 528-й полк истребителей. Историю свою этот полк ведёт с осени 41-го. В его составе летали истребители И-16, И-153, потом произошло перевооружение на Як-7б.
В 44-м году полк перешёл на истребители Як-9Д, а позже – на Як-9М и Як-9Т, Як-9У и Як-3. С 45-го года полк из ВВС ушёл в ПВО.
В 1966 году аэродром начали перестраивать. Построили новую ВПП длиной 2 км, которую скоро удлинили до 2,5 км. Самолёты получили новые бетонные укрытия.
На вооружении у полка появились истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-23 МЛ. Здесь же базировались управляемые мишени.
В 94-м году авиаполк расформировали. Самолёты перегнали под Комсомольск-на-Амуре, а здесь осталось всего две машины, останки которых можно видеть и сегодня.
Такой вид имеют самолётные укрытия.
Чтобы защитить самолёты от осколков во время вражеского налёта, укрытие закрывалось мощными дверями.
Створки распашных ворот перемещались на колёсах. Внутри толстых створок находится песок.
Толщина двери – в обхват.
Останки двух самолётов можно найти в двух укрытиях третьей эскадрильи.
Одна из этих машин была боевой, а другая – учебно-боевой.
Так сегодня выглядит ВПП.
Знаете что-нибудь об этом авиаполке? Поделитесь информацией в комментариях!