В селе Нестерово Калининского района сохранилась постепенно разваливающаяся Троицкая церковь. Собственно, и от некогда цветущего села, названного известным историком и краеведом Анатолием Николаевичем Вершинским в 1916 году "центром умственной и промышленной жизни для здешней округи", осталось лишь несколько дворов. Трёхпрестольный Троицкий храм построили в 1830 году - в стилистике позднего классицизма, со световой ротондой, водружённый на основной четверик. В начале 1930-х годов он был закрыт, после Великой Отечественной войны в здании разместили колхозную ремонтную мастерскую. Сейчас церковь брошена - обезглавленная колокольня покосилась, на крыше и куполе густо растёт трава, хотя нестеровский храм любопытен своей архитектурой и не только...
Церковь стоит в центре села, северным фасадом обращена к его главной улице. Троицкая церковь с приделами Похвалы Божьей Матери и Сергия Радонежского построена на средства прихожан. Строилась церковь с 1819 года по 1830-й. С 1647 года, рядом с возводимым храмом стояла деревянная церковь Похвалы Божьей Матери, которую разобрали в 1832 году после освящения каменной церкви. Одним из приделов, освящённым в 1832 году был придел Похвалы Божьей Матери, в память о деревянном храме. Главный же придел освятили в 1841 году в честь Святой Троицы. Южная пристройка к первому ярусу колокольни сделана, вероятно, в 1872 году. Храм закрыли в 1930-е годы, позже были разрушены четырёхколонные портики церкви, выломана средняя часть стен на северном и южном фасадах трапезной.
Как можно заметить, сохранившееся кирпичное, оштукатуренное, с белокаменным цоколем и деталями здание представляет собой типичную сельскую приходскую церковь в стиле позднего классицизма, отличающуюся выразительной объёмно-пространственной композицией и развитыми формами декора. Объёмно-пространственная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Ядро храма - четверик, расширенный с юга и севера объёмами со скруглёнными углами, завершён световой ротондой. Над куполом ротонды возвышается глухой цилиндрический барабан с луковичной главкой. С востока примыкает равная четверику по ширине полукруглая апсида, с запада - вытянутая в поперечном направлении трапезная со скруглёнными углами. Стройная колокольня состоит из трёх ярусов четвериков разной высоты. В колокольне сохранились фрагменты масляной живописи 2-ой пол. ХIХ века, исполненные в академической манере. На лиловом фоне помещены живописные вставки, заключённые в белые профилированные рамы. Над входом в трапезную на восточной стене написан Христос на престоле. По сторонам от входа изображены стоящие ангелы со свитками с текстами из Библии. Ангел на северной стене, очевидно, переписан в нач. ХХ столетия: колорит одежд стал ярче, жесты динамичнее, а черты лика восходят к образам М. В. Нестерова. На южной стене фрагментарно сохранилась композиция "Лепта вдовицы", выполненная по образцу одноимённой гравюры Г. Доре.
Фото 1993г.
- Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
- За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме
- В статье использованы материалы из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №168, 2016 г.