Найти в Дзене
Плёнки и винил

Посмотрел редкий мексиканский триллер — и он является предшественником «Психо» Хичкока

Недавно энтузиасты перевели на русский язык мексиканский детективный фильм ужасов «Человек без лица» 1950 года. Он оказался очень передовым для своего времени и региона появления. В нём хватает сюрреалистичных сновиденческих сцен. И несмотря на явно мизерный бюджет вызывает в памяти легендарный фильм Хичкока «Психо», появившийся на 10 лет позже.

Жанровое кино Мексики тех лет, особенно фильмы ужасов, вообще можно считать сильно недооценёнными.
Жанровое кино Мексики тех лет, особенно фильмы ужасов, вообще можно считать сильно недооценёнными.

В то время как большинство мексиканских хорроров 50-х были связаны с мистикой, этот фильм является более реалистичным триллером.

Однако в нём есть и сцены сновидений, которые являются ключевыми в раскрытии преступлений. Так что это фрейдистский триллер. Возможно, даже первый в своем роде. А в манере съёмки в нём прослеживается явное влияние немецкого экспрессионизма.

По сюжету, полицейский Хуан Карлос Лозано оставляет свою работу из-за страха перед таинственным убийцей проституток Потрошителем.

Он разговаривает с доктором Эухенио Брителем, который с помощью психоанализа решает загипнотизировать его, чтобы лечить иррациональный страх перед неудачами. Хуан Карлос соглашается. В своих снах Хуан Карлос обнаруживает убийцу, но выясняет лишь, что у него нет черт...

Фильм получил премию за впечатляющий саундтрек
Фильм получил премию за впечатляющий саундтрек

Доктор пытается помочь Карлосу и с обустройством личной жизни.

Фильм прежде всего примечателен тем, что по сути является предшественником «Психо»: в нём тоже идёт речь о маньяке, помешанном на своей матери.

-3

Получается, тот же сюжет был разработан девять лет спустя Робертом Блохом в романе «Психо», лёгшим в основу одноимённого фильма. Но если маньяк у Хичкока навеян образом Эда Гейна, то мексиканский — скорее Джеком-потрошителем, который убивает исключительно женщин.

Интересно, что то же самое произошло с другим фильмом режиссёра «Человека без лица» Хуана Бустильо Оро. Акира Куросава в картине «Расёмон» (1950) использовал тот же сюжет и повествовательную технику «разных точек зрения», что и в «У холмов» (1934) мексиканца.