Есть такая категория летяжников, которые летают сами... Ну в принципе это не плохо, ну нравится человеку одному летать, пусть летает. Есть, например, замечательная дисциплина у нас - GPS perfomance, для социофобов вполне подходит, но и речь сейчас не про них вовсе... Те, про кого я сейчас речь веду, как правило GPS не прыгают.
Нередко можно видеть на ДЗ разных людей, как правило не так давно начавших (хотя и не мало в этой категории и начавших хрен знает когда), которых можно заметить в укладочной, на ЛСО, или даже посидеть рядом в самолёте. С ними можно пообщаться, спросить, как мол летается? И услышать в ответ, "мол нормально всё", от человека отстать. Хотя сомнения бравый ответ может оставить.
Иногда эти люди жалуются на некие проблемы в полёте - не могу мол повернуть иногда, ну или наоборот, вингсьют "ведёт" в сторону, колбасит, сложности в открытии, ит.п. Подходит такой человек и говорит: "Семён, чёт меня колбасит иногда и не могу повернуть, подскажи, что я не так делаю"... Я говорю: "Да не вопрос, пойдём прыгнем". По фотке не умею порчу снимать, а вот по видЭо запросто, но в ответ слышу некую причину, почему сейчас прям, ну или в ближайшем вменяемом будущем он не может слетать со мной. Зачастую она звучит так: "Ну так то я недавно этот костюм взял, и пока ещё не разобрался, сейчас я полетаю сам, ещё прыжков 10\15\38... и тогда то я тебе, Семён покажу всё, чему там научился!" Для меня такой ответ сразу светится красным таблом - "Ахтунг!! Ахтунг!! В воздухе НЁХ, походу!)) Но убедить этих персонажей в неправильности этого подхода как правило... сложно.
Но как бы там ни было, так или иначе, сколько верёвочке не виться, но шила в мешке не утаишь, мдя... Не буду тут особо растекаться мыслью по древу, покажу вам сферический в вакууме пример, недавно поступивший прямиком из Парижской палаты мер и весов.
Когда горячо любимый и глубокоуважаемый мною Станислав впервые вытащил свой новенький Твиист-3 из мешка, я отдал дань уважения великолепному принту на костюме, ну и конечно предложил слетать вместе. Станислав сказал, что хочет сам понять, и разобраться, и вполне в состоянии это сделать. Ну что-ж, допуск у него имеется, и настаивать я не стал. Спросил, "чё-как?", ответ, что "было ссыкотно, но таки справился", подтверждённый фактом нахождения Станислава на дропзоне с раскрытым контейнером основного парашюта не оставил повода для санкций, от вежливого предложения продолжить вместе, Стас так же вежливо отказался))) Приезжает на ДЗ он не редко, но прыгает не много, и далёко не только лишь в винге... Даже так - в винге он за 3 недели сделал 4 полёта. И всегда докладывал о неких проблемах, И когда, в очередной раз увидев его собирающимся прыгнуть в костюме, я, не оставив ему шанса, записался во взлёт. Благо, такая возможность в этот раз у меня имелась. По плану, Стас летит обычную коробочку с удаления 3 км, а я половину полёта его снимаю с разных сторон, а потом делаю транзит на спину, и становлюсь базой.
Почти сразу после отделения Стас начал гнуть ноги, и на грани потери контроля сделал разворот. На фоне красивейшего заката я увидел опущенные в низ руки... Дефекты позы были просто чудовищны, и для меня даже загадка, как он вообще управлялся. Понятно, почему ему летать было страшно, мне тоже было бы ссыкотно, да))) Я быстро плюхнулся под него на спину, пантомимой попытался показать его косяки, и вроде как увидев некие позитивные изменения вспух, догнал... Стас летел чуть получше, но всё равно отчаянно сгибал руки и ноги. Ещё пару раз ему показав выпрямить тело, вроде начал потихоньку он выпрямляться, но уже пропищало 1,5 километра и я показал ему сигнал на открытие. Этот сигнал Стас исполнил немедленно, и до ДЗ мы долетели. Потом был разбор, мы хорошо поржали и договорились, что более Стас не будет заниматься хернёй и мы слетаем с ним несколько прыжков, и эту ситуацию пофиксим... Когда пофиксим - покажу результат.
Ну а теперь вопрос - почему это так происходит, а? Ну то есть когда человек обращается с проблемой, получает ответ, что надо, мол слетать и посмотреть, так я не пойму (хотя... когда просишь человека показать как он летает, и на земле уже видишь гнутые руки), люди говорят, спасибо, но я сам как нибудь. Я отлично понимаю, что летать с Лазаревым удовольствие не дёшевое. Но сделав, например, 10 прыжков одному можно косячную позу себе прошить так, что потом всю дорогу будешь носить арбузы под мышками... Переучиваться сложнее чем учиться! А самостоятельно косяки в позе и системные ошибки пофиксить, как правило, не удаётся...
Ладно, я ещё могу логику людей с небольшим достатком понять... Денег на инструктора может не быть. Человек за зиму накопил на вингсьют себе, и может себе позволить пару выходных в месяц приезжать делая по пять прыжков... Да пускай летает с кривой позой, главное в каб в джамп-ран (линия выброски) не влетал. Но, когда такие вещи делает человек приезжающий на Лексусе, с пафосной снарягой, мне вообще странно становится... И такие персонажи варятся в своём бульоне годами.
Иногда, идя например, на свободное место, я меняю свои планы на прыжок и предлагаю такому гражданину "промо-полёт", ну или наконец то такой гражданин сам сподобится меня на прыжочек ангажировать. Косяки в позе, как правило не столь вопиющие,- Стас меня удивить сумел, но гнутые руки, чрезмерный прогиб и диедраль, какие то ассиметрии у них встречаются чуть реже чем всегда... И как правило полнейшая неспособность контролировать себя рядом с другим человеком (прежде всего контроль боковых скольжений), не умение подойти, проблемы на отделении и открытии тоже не редки. Хотя человек в крыльях может не первый год летать. Ну моя задача, как смотрящего, не допускать их до групповых полётов на выстрел пушечный.
Вывод в итоге такой следует - если ваш вингсьют вас куда-то тащит, колбасит или косипорит - без прыжка с инструктором не обойтись. Самому проблему решить получится едва-ли, и в итоге пропрыгав немалые деньги вы всё равно обратитесь ко мне или кому то из моих коллег, которых, к слову в России не очень то и много, а хороших-годных и того меньше. Ну, вопрос подготовки инструкторского состава для летяг стоит у нас реально остро, и мысль заняться подготовкой инструкторов у меня давно зреет, но об этом пожалуй не сейчас... А сейчас - ставьте лайк, пишите в комментариях свои мысли, и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы. Яшчэ будзе!