Найти тему
Отворотка

Храм Воскресения Христова 1694г. в Матигорах

В Верхних Матигорах некогда существовали две традиционные для Севера деревянные церкви. Пожар, уничтоживший их, а также непреклонная воля первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия позволила на месте деревянных церквей вырасти каменному храму.

В "Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии" возникновение Матигорского прихода относится к концу ХVI века. Отмечается, что к 1597 году в Верхних Матигорах существовали две деревянные церкви: Никольская и Параскевская с Ипатьевским приделом. В 1635 году сгорает в огне пожара деревянная Параскевская церковь; прихожане сразу же строят на этом месте новую. А в 1652-м и старая Никольская, и относительно недавно поставленная Параскевская церкви были разобраны и заменены на новые, однако обе сгорели от пожара в 1685 году. По грамоте архиепископа Афанасия от 24 апреля 1686 года, данной священнику Ивану Назарову и приказчикам Сеньке Петрову и Ивашке Калинину, в том же году было начато строительство каменной трёхпрестольной церкви. Тщательно следил Афанасий за тем, чтобы зодчие полностью отказались от шатровых покрытий, запрещённых ещё в середине ХVII века, но всё ещё строившихся на Севере. Разрешения на новые храмы он сопровождал постоянными указаниями, где ставить печь, где помещать храмовую икону, какой формы должен быть алтарь или крест, а иногда выдавал даже чертёж, "каков учинен под грамотой". Главной же заботой стала замена традиционных на Севере деревянных храмов каменными. Таким образом, можно утверждать, что строительство каменного храма в Верхних Матигорах было неизбежно: это отвечало как интересам прихожан, утратившим свои приходские деревянные храмы, так и интересам архиепископа.

-2

Строителем храма считается Фёдор Спиридонов Стафуров, имевший опыт строительства храмов в Москве, строивший Спасо-Преображенский собор в Холмогорах, а также Архирейские палаты там же. 10 июля 1694 года архиепископ Афанасий освятил новый одноэтажный, столпообразный храм двадцати саженей в длину, имевший над кровлей главной холодной церкви пять глав, крытых чешуёй и завершавшихся пятью железными крестами. Над папертью была возведена трёхъярусная колокольня с шестисаженным "шпицем", завершавшимся железным крестом. В 1708 году к храму был пристроен и освящён тёплый придел Святой Великомученицы Параскевы. Из "Описания приходов" следует, что время постройки и освящения второго тёплого придела во имя святителя Николая Чудотворца неизвестно, но, по сведениям архангельских историков В. Булкина и О. Овсянникова, он был освящён в 1765 году. Таким образом, именно к этому времени композиция Воскресенского храма, была завершена и сохранилась без переделок до наших дней.

-3

В советское время Верхнематигорский храм не закрывал двери перед прихожанами, за исключением короткого времени. Протоирей Аполлинарий Шайтанов много раз обращался к властям с просьбой не закрывать храм, за что ими дважды арестовывался. Только ограду вокруг храма он не уберёг, её разобрали на кирпичи и вывезли. Во время войны он не стал возражать, когда с колокольни сняли колокола для переплавки на снаряды. Здание храма находилось на учёте областного отдела архитектуры как памятник старины. Из акта обследования от 25 декабря 1947 г. известно, что оно было в ведении Верхнематигорского сельсовета, находилось в эксплуатации колхоза им. Калинина на основании договора и занято под склад зерна. Иконостас к тому времени во всех трёх приделах сохранился частично, разбитый и разрозненный, он продолжал разрушаться из-за сырости и отсутствия стёкол. Прихожане принимали на свой счёт восстановление и ремонт храма. Инициативной группой верующих было составлено заявление от 3 сентября 1947 года, в котором они выразили своё желание передать храм общине. Заявление прихожан было приложено к письму епископа Архангельского и Холмогорского Леонтия уполномоченному по делам русской Православной Церкви по Архангельской области В.А. Панину. Его подписали 25 человек. Ходатайство об открытии храма было одобрено решением Совета Министров СССР от 14 апреля 1948 года.

-4

Церковь была вновь открыта 23 мая 1948 года. Храму требовался серьёзный ремонт, на который должно было пойти порядка 100 тысяч рублей. В акте передачи говорилось: "Церковь одноэтажная, каменная, с каменною колокольнею, зданием прочная в приделах церкви, престол и жертвенники уничтожены. Стёкла в рамах во всех окнах выбиты. В иконостасе Воскресенской церкви царские врата разломаны, в нижнем ярусе нет двух икон. Полотно выходных дверей с южной стороны - средние стекляннные и наружные деревянные - уничтожены. В Параскевском приделе нет царских врат и двух икон в нижнем ярусе, в двух окнах нет подоконников, а в паперти нет пола, крыльца, и откосы разбиты. Церковная ограда уничтожена". В течение 28 лет, с 1987 по 2016 год, приход храма Воскресения Христова в селе Верхние Матигоры возглавлял протоирей Александр Ковалёв. Благодаря трудам о. Александра и пожертвованиям прихожан, в храме были восстановлены два иконостаса, заменена кровля, залатаны купола, укреплены кресты, установлены новые колокола, отремонтирован пол в храме. Также был отремонтирован приходской дом в котором прихожане могли остановиться на ночь. Сменившему его о. Виталию Привалову предстоит продолжить дело восстановления храма. Изысканная красота Воскресенского храма в Матигорах раскрывается по мере приближения к нему. Идеальные пропорции его составных частей, удачное цветовое соотношение стен и элементов декора дают возможность назвать его самым красивым и запоминающимся в окрестностях Холмогор.

-5

Наиболее полное описание Воскресенского храма дали в своей статье "На Холмогорах и окрестностях" В. Булкин и О. Овсянников: "Это симметричная по расположению основных компонентов кирпичная постройка на белокаменном цоколе. Два боковых придела были пристроены несколько позже у западных углов храма (Пятницкий придел освящён в 1708 г., Никольский - в 1765 г.). Это довольно необычное расположение приделов находит ближайшую аналогию в Каргополе в церкви Рождества Богородицы (1678-1689). Главная часть - церковь с тремя слабо выраженными снаружи апсидами и единым внутренним пространством перекрыта сомкнутым сводом. Из пяти глав, поставленных на свод, лишь центральная утверждена на световом барабане, остальные - глухие и являются декоративными. Приделы также перекрыты сомкнутыми сводами и завершаются декоративными главками, внутреннее пространство их соединяется с трапезным залом широкими арочными проёмами. Обширная трапезная, массивные своды которой покоятся на двух широко расставленных массивных столбах, использовалась для богослужебных целей и как зал для сходок прихожан. Небольшая шатровая колокольня, поставленная строго по центральной оси церкви и трапезной, завершает с запада этот на редкость слаженный архитектурный ансамбль". Стоит отметить, что для покрытия большого и малого четвериков, а также приделов была применена скатная железная крыша, более рациональная в условиях снежных северных зим. В настоящее время купола храма и приделов покрыты кровельным железом, а первоначально были покрыты традиционным лемехом "чешуйками". В "Описи приходов" конца ХIХ века мы можем узнать, что на колокольне было 10 колоколов, самый большой из которых, отлитый ещё в 1517 году, весил 105 пудов, а каменная ограда, которой был обнесён храм, устроена в 1865-1866 годах.

-6

И снова обратимся к статье вышеупомянутых авторов: "Матигорский Воскресенский храм - типичная постройка конца ХVII в., что проявляется в чёткости планировочной структуры ансамбля (строгая симметрия), и в конструкции сомкнутых сводов и пятиглавий, и в декоративном решении оформления фасадов. Венчающие части здания, окна, порталы имеют изысканное кирпичное обрамление. Особенно эффектно решены перспективные порталы - "бусины" с поясками, перехватами, тягами, выемками. Своеобразна и вертикальная композиция постройки, завершение её фасадов: стены четверика венчаются декоративным фризом из пяти полукруглых профилированных дуг, опирающихся на кронштейны. Зодчий воспроизвёл древний приём позакомарного завершения, но никакой связи с конструкцией здания эти полукружия не имеют и носят чисто декоративный характер. На основном четверике здания стоит четверик меньших размеров, на нём помещены барабаны глав. Боковые грани меньшего четверика также обработаны полуциркульными кокошниками. Наконец, основание каждого из барабанов обрамлено небольшими кокошниками. В несколько ярусов расположенные кокошники создают впечатление "лёгкой", устремлённой вверх постройки". Колокольня имеет отдельный вход, по каменным ступеням можно подняться на ярус звона, с которого открывается головокружительный вид на окрестности: здесь и ближайшая к храму деревня Хетка, и река Матигорка, засеянные, убранные или заснеженные (в зависимости от сезона) поля, и находящийся в семи километрах Спасо-Преображенский собор в Холмогорах. Трапезная, в которую можно попасть, войдя в храм через паперть, представляет собой большое помещение с низким массивным потолком, освещаемое небольшими окнами, прорезанными в толстых стенах. Низкий потолок при относительно большой площади помещения - это традиционный приём, применяемый при строительстве храмов на Севере, позволяющий обогреть и сохранить тепло в помещении. Слева от входа располагается большая каменная печь, которая, видимо, и служила для целей обогрева. В настоящее время необходимости в её использовании нет, так как современный приход храма невелик, и массовых сходов прихожан в трапезной для решения вопросов прихода и общины не случается. Из двух приделов действует только Никольский придел. Он представляет собой небольшое отапливаемое помещение, используемое для богослужений в холодное время года. Придел хорошо освещён большими, глубокими окнами, свет из которых падает на довольно редко встречающийся в настоящее время тябловый трёхрядный иконостас.

-7

Основной объём Воскресенского храма представляет собой большое, квадратное в плане помещение с высоким потолком, залитое светом из больших окон и единственного светового барабана. Пятиярусный, массивный, каркасный иконостас, занимающий всю восточную стену храма, а также боковые стены до оконных проёмов, возвышается под самый свод. В левом нижнем углу местного ряда бережно сохраняется небольшой элемент первоначального, также пятиярусного иконостаса, имевший высоту 4,5 саженей, а ширину 5 саженей. В отличие от утраченного, позолоченного иконостаса, новый окрашен в нежно-голубой цвет. Многие иконы со временем были утрачены, некоторые восстановлены и хранятся в музеях, но кроме них есть в храме предмет, появившийся во времена М.В. Ломоносова - медная Крещенская купель, которой уже более трёхсот лет, существующая, по преданию, чуть ли не с освящения храма. Практически точно такая же купель представлена в экспозиции музея М.В. Ломоносова в селе Ломоносово, родине Михаила Васильевича. В музейной купели, поступившей из Димитровского храма Ломоносова, по существующему преданию, мог быть крещён и маленький Миша Ломоносов. Однако он мог быть крещён и в купели Воскресенского храма в Матигорах, если учитывать тот факт, что мать Михаила, Елена Ивановна Сивкова, была дочерью, по разным сведениям, дьякона, псаломщика Воскресенской церкви в Верхних Матигорах. Установить достоверность той или иной версии сегодня не представляется возможным.

  • Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
  • За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме
  • В статье использованы материалы из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №277, 2018 г.