Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Древнее искусство фрески. История и лучшие образцы

Оглавление

От древнеегипетских залов до православных церквей, от храмов и капелл эпохи Ренессанса до улиц современного Мехико, фрески всегда играли огромную роль в нашем познании различных культур и религий. Это одна из древнейших форм искусства, вдохновлявшая художников прошлого и современных мастеров. Познакомимся с историей фрески и наиболее выдающимися образцами этой техники.

Общая характеристика

Название техники произошло от итальянского слова fresco, означающего «свежий». Она представляет собой живопись водяными красками по сырой штукатурке. Когда основа подсыхала, формировался особый кальцитный слой, который обеспечивал сохранность изображения. Благодаря этому до наших дней дошли образцы фресок возрастом несколько тысячелетий.

Фреска в Помпеях (источник: https://www.pinterest.ru/pin/717127940652334362/)
Фреска в Помпеях (источник: https://www.pinterest.ru/pin/717127940652334362/)

Точно не установлено, когда и где зародилось это искусство. Но оно уже существовало в период Минойской цивилизации, сформировавшейся на острове Крит в III тыс. до н. э. Фресками украшали и стены залов в Древнем Египте. Позже эта техника нашла применение в Византии, оттуда пропутешествовала в Киевскую Русь. В Европе особую популярность фреска обрела в период Возрождения.

Техника имеет несколько разновидностей. Чаще встречается так называемая «буон фреска», или «чистая фреска», представляющая собой роспись по сырой штукатурке. Ее противоположность – «сухая фреска», или «а секко» (от итал. al secco – «по сухому»), где пигменты наносятся на сухую штукатуру. Этот тип росписи применяется там, где требуется более детальная работа или реставрация буон фресок.

Древнейшие образцы

Самый древний из известных нам примеров фрески находится в Нехене, Египет, в гробнице 100. Учение датировали ее примерно 3500–3200 гг. до н. э.

Древнеегипетские фрески имели разное назначение. Во-первых, они использовались для декора зданий и памятников. Кроме того, это был способ передать сообщение потомкам или зафиксировать важное историческое событие эпохи. Древние египтяне предпочитали метод а секко, и то, что эти работы сохранились на протяжении пяти тысячелетий, подтверждает его долговечность.

Древнеегипетские настенные росписи (источник: https://www.liveinternet.ru/users/2012177/post340639875/)
Древнеегипетские настенные росписи (источник: https://www.liveinternet.ru/users/2012177/post340639875/)

Более поздние цивилизации выбирали метод чистой фрески, и большинство сохранившихся в Европе образцов относятся к нему.

На острове Крит есть множество образцов фресок минойской цивилизации. Интересно, что они имеют сходство с древнеегипетскими росписями, что говорит о связи культур. На них изображены люди, животные, растения, ритуалы и церемонии, абстрактные узоры и геометрические фигуры. В Кноссе фрески покрывают потолки, стены и даже полы. Правда, большинство минойских фресок сохранились лишь фрагментарно и были уже в наше время воссозданы реставраторами. Однако это прекрасные иллюстрации богатой минойской культуры, представляющие большую ценность для археологии.

В Средиземноморье искусство фрески появляется также у этрусков и древних римлян. В большинстве случаев они изображают повседневную жизнь, сцены быта. Блестящие примеры римских буон фресок сохранились в городе Помпеи, столетиями скрытые под слоем вулканического пепла. Сейчас продолжается работа по их исследованию и восстановлению. Древние византийские фрески можно найти в Малой Азии – в Эфесе, Каппадокии и Антиохии.

«Акробаты с быком», Кносский дворец (источник: https://mif-medyza.ru/2016/10/25/крит-фрески-кносского-дворца-кносс/
«Акробаты с быком», Кносский дворец (источник: https://mif-medyza.ru/2016/10/25/крит-фрески-кносского-дворца-кносс/

Русские фрески

На Руси фреска имела особое значение и на протяжении столетий оставалась главным декоративным элементом храмовых интерьеров. Искусство было позаимствовано у Византии. Тогда же в декоре стен активно использовались мозаики, тоже пришедшие на Русь вместе с византийской культурой.

Сюжеты фресок представляли собой изображения православных святых, ангелов, апостолов и сцен из Священного Писания. Наиболее известны труды таких мастеров, как Феофан Грек, Андрей Рублёв и Дионисий.

К сожалению, многие древнейшие русские фрески не уцелели до наших дней и были уничтожены в ходе нашествий на Русь. Более поздние образцы пострадали в советскую эпоху.

Фреска с изображением Святого Николая работы Дионисия, Ферапонтов монастырь (источник: https://valaam.spb.ru/o-monastire-i-podvorie/prosveshchenie/besedy-i-sovety/slovo/item/119-pereneseniye-moshchej-svyatitelya-nikolaya)
Фреска с изображением Святого Николая работы Дионисия, Ферапонтов монастырь (источник: https://valaam.spb.ru/o-monastire-i-podvorie/prosveshchenie/besedy-i-sovety/slovo/item/119-pereneseniye-moshchej-svyatitelya-nikolaya)

Итальянские фрески

Особую известность эта техника получила благодаря итальянским художникам эпохи Возрождения. Хотя фрески часто использовались в декоре в Средние века, они служили больше образовательным целям, так как изображали сцены из Библии. Поскольку многие люди в то время не знали грамоты, для них это было единственным способом узнать о библейских событиях. Однако впоследствии искусство из просветительского стало декоративным и обрело необычайную утонченность. Хотя основной тематикой по-прежнему была религия, изображения персонажей стали более красочными, проработанными и сложными.

Среди самых известных примеров фресок Ренессанса – конечно, Сикстинская капелла работы Микеланджело. Ее потолок покрывает целый цикл фресок, созданный мастером в течение нескольких лет. Художник использовал технику работы по сырой штукатурке.

Сикстинская капелла (источник: https://architectureguru.ru/sikstinsky-chapel/)
Сикстинская капелла (источник: https://architectureguru.ru/sikstinsky-chapel/)

Другой известный пример – «Тайная вечеря», написанная Леонардо да Винчи. Но он уже использовал противоположную технику а секко, то есть «по-сухому». Наряду с «Моной Лизой» и «Витрувианским человеком», «Тайная вечеря» считается одной из лучших и самых известных работ да Винчи.

Кроме Микеланджело и да Винчи, в эпоху Возрождения свои знаменитые работы в технике фрески создавали Рафаэль Санти, Фра Анжелико, Джотто, Перуджино и Сандро Боттичелли.

Фреска в XX веке

Хотя со временем искусство фрески пошло на спад, в последующие столетия все еще появлялись выдающиеся произведения. Собственный «Ренессанс» техники произошел в 1920–30-х гг. в Мексике. Свои имена в ней увековечили художники Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос. Мексиканские фрески часто несли политический и социальный подтекст и были нацелены на объединение населения в рамках Мексиканской революции.

Фреска Диего Риверы в Мехико (источник: https://www.tourister.ru/world/america/mexico/city/mexico_city/museum/15724)
Фреска Диего Риверы в Мехико (источник: https://www.tourister.ru/world/america/mexico/city/mexico_city/museum/15724)

Хотя фрески существуют уже несколько тысячелетий и имеют уникальные стили в разных частях света, их посыл не претерпел больших изменений со времен Древнего Египта. Как и тогда, они служат формой выражения и продолжают рассказывать собственные истории, передавая информацию из поколения в поколение.

________________________

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)