Найти тему

Ференц Лист: стиль жизни, как у рок-звезды, но смысл другой

С распространением популярной музыки получилось так, будто классическая музыка - достояние какой-то элиты. Что её слушают люди с определённым социальным статусом и уровнем образования. Что будто бы "вход" в этот элитный круг тесный или вообще закрыт для всех желающих. Многие люди думают, что классическая музыка скрыта от них за непробиваемой стеной.

На самом деле, на протяжении всей своей истории классическая музыка следует принципу: получать удовольствие от неё могут все люди, независимо от происхождения, образования, возраста, национальности и социального статуса.

100-200 лет назад популярной была как раз классическая (в нашем понимании) музыка. В церквях, дворцах, концертных залах, театрах, домах музыку исполняли вживую. Слушателей интересовали серьёзные жанры и темы. Публика хорошо разбиралась в уровне исполнителя, творчестве любого композитора. Все события культурной жизни горячо обсуждались в кругу друзей и родных.

Я думаю, что всегда лучше поделиться впечатлениями о каком-нибудь концерте, чем обсуждать политику, в которой кроме обмана и наживы мало что есть...

Так сложилось, что в XIX веке появились настоящие "звёзды" сцены. За 150 лет до изобретения появления рок-н-ролла эти артисты жили, как популярные исполнители сегодня: имели толпы поклонниц, славу, деньги, мистический ореол, интриги и сплетни вокруг своей персоны. И не было у них армии продюсеров, стилистов, пиарщиков и прочих "помощников". Да, директор был. И всё!

Например, даже сегодня об итальянском скрипаче-виртуозе, который жил двести лет назад, слышали даже те, кто ни разу не был в филармонии. И здесь нет смысла загадочно улыбаться и подсказывать взглядом, ибо имя Никколо Паганини известно в мире уже больше двух веков.

Если Паганини до сих пор называют королём скрипачей, то чешского виолончелиста Давида Поппера - "Паганини виолончели".

Современники отмечали его блестящую виртуозность, сочный красивый звук виолончели, романтичную взволнованную игру. Поппер "оставил в наследство" много произведений для виолончели, среди которых и Концерт, считающийся у всех виолончелистов мира чуть ли не самым трудным для исполнения.

Но всё-таки у Поппера не было такого фан-клуба, как у Паганини и как ещё у одного музыканта. Такое же "королевское" звание по праву принадлежит пианисту-романтику Ференцу Листу.

Феномен Паганини оказал на Листа колоссальное воздействие. У него появилась цель: достичь таких же высот в искусстве игры на рояле, как Паганини - на скрипке. И Листу удалось на 100% создать новый блестящий фортепианный стиль.

Если Паганини мог сыграть произведение на одной струне, чем вводил публику в ступор, то Лист играл на рояле так, что создавалось впечатление, будто звучит целый оркестр!

-2

У Листа, как у виртуоза, не было соперников. Невероятная харизма и талант делали каждое его выступление событием для публики.

Листу, как и нынешним "звёздам", нравилось ловить восхищённые взгляды поклонников (в большей мере, поклонниц) и слушать их восторженные крики, шумные аплодисменты.

Лист был первым музыкантом в истории, на концертах которого реакция публики приобретала характер массовой истерии. "Битлз", "Ласковый май" и другие звёзды потом повторили "успех"...

Если Паганини своей игрой мог парализовать публику, то Лист вызывал самую бурную реакцию: люди рыдали и падали в обмороки (мужчины тоже); дамы дрались за его окурок или прядь волос; на клочки разрывали его перчатки, небрежно брошенные перед началом игры в зал; пытались оторвать хоть кусочек от его одежды.

Писатель Генрих Гейне придумал название этому явлению - "листомания". Возникла она не на пустом месте.

В молодости Лист был красавцем: с волосами до плеч, стройный, высокий, синеглазый, обаятельный. В профессиональном плане он стал смелым новатором, создал свой стиль выступления на сцене:

  • медленно снимал перчатки, разрывая их по швам, что уже приводило публику в экстаз;
  • играл, раскачиваясь за инструментом;
  • акцентировал головой эффектные места в произведении;
  • полумрак зала на его концертах, свет свечей будоражили публику;
  • долбил по клавишам так, что рвались струны и ломались молоточки (заблаговременно на сцене был подготовлен запасной инструмент);
  • развернул рояль к публике, чтобы было видно с какой скоростью его пальцы порхают над клавиатурой. "До" Листа пианисты сидели спиной к слушателям;
  • играл без нот, по памяти;
  • идеально читал ноты с листа;
  • блестяще импровизировал;
  • родоначальник сольных концертов;
  • все пианистические концертные приёмы - его изобретения;
  • первым переложил для фортепиано произведения Баха, Шуберта, Паганини, Берлиоза, Вагнера, Россини и других.

Но Лист никогда не был напыщенным и раздражённым на толпу поклонников, чтобы они ни вытворяли.

Правда, после 30-ти эта "мания" композитору поднадоела. Больше удовольствия он получал не от сияния в лучах славы, а от творчества. Звёздная жизнь мешала Листу вести просветительскую деятельность, "высекать огонь из людских сердец" (слова Бетховена).

Дальнейшие периоды жизни и творчества Ференца Листа - спокойные, сфокусированы на творчестве. "Листомания" закончилась в 1840-гг.

  • В тихом немецком Веймаре, где он поселился на несколько лет, сильны традиции Баха, Гёте и Шиллера. Ничто не мешает ему писать книги, статьи, ставить оперы, дирижировать симфониями, перерабатывать ранее созданные сочинения и публиковать новые.
  • Через 20 лет Лист переезжает в Рим, принимает сан аббата и пытается сделать реформу церковной музыки.
  • В 1869 году, в Веймаре, он проводит первый в истории "мастер-класс", безвозмездно занимаясь с учениками из разных стран.
  • Следующие 20 лет Лист "строит" венгерскую музыкальную культуру: основывает Академию музыки, пишет и исполняет свои произведения в национальном стиле ("Венгерские рапсодии", цикл "Венгерские исторические портреты", "Венгерскую коронационную мессу").

Вспоминая сегодня жизненный путь Ференца Листа (31 июля исполняется 135 лет со дня его смерти), я вижу, что "звёздная жизнь" не была его целью. Вся эта мишура - поклонницы, сплетни, пиар, угода публике, внешний эффект, "лайки и подписчики", слава, деньги и проч. - полная ерунда в сравнении с целью настоящего искусства, с его воспитательной миссией.

Только истинные мастера, по-настоящему талантливые люди, а не позёры, в состоянии принести пользу и себе, и людям, всему миру.

Такие звёзды, как Паганини и Лист, смогли донести до сознания масс высокое искусство, разрушили "непробиваемую стену".

Двести лет назад популярность музыкального искусства формировала взгляды и умы людей. А сейчас популярность ЧЕГО формирует ЧТО?

Да, музыка может воспитать гармоничную личность, сделать человека созидателем, а не разрушителем. Но только НАСТОЯЩАЯ музыка (не путать с подделкой!)

Определить "подлинность" просто:
Если после прослушивания песни, симфонии, концерта появилось желание создать, совершить, сотворить что-нибудь хорошее - время на слушание потрачено не зря!

Прежде, чем сделать традиционный вывод "за жизнь", предлагаю послушать "Испанскую рапсодию" Ференца Листа в исполнении человека, не живущего по критериям нынешних звёзд, но не уступающего им в таланте и мастерстве.

Белорусская пианистка Юлия Ермолаева увлечена сценой, своими учениками в Академии музыки, несёт "доброе и вечное". Её исполнительское искусство сформировалось благодаря природному таланту и большому труду. Теперь она ежедневно выполняет свою миссию созидателя!

Ну, а в жизни всё может быть...Только пусть это "всё" будет не зря!

Примечания к статье:

Никколо Паганини (1782-1840) - итальянский скрипач-виртуоз, гитарист, композитор. Яркая личность в музыкальной истории XIX века.

Ференц Лист (1811-1886) - венгерский и немецкий композитор, дирижёр, педагог, публицист. Один из величайших пианистов XIX века. Его технические возможности не имели границ.

Подписывайтесь на канал