Важное примечание: статья носит информационный характер о продукции виноградарства и виноделия. Статья основана на ранних авторских материалах, предназначенных для публикации в журнале.
Пожалуй, редкие застолья обходятся без бутылочки спиртсодержащего напитка — радующего глаз и веселящего душу. Однако и алкогольные бренды и конечный потребитель страдают от подделок.
Несмотря на борьбу именитых производителей, под эгидой государственной защиты, с «подпольщиками», подделок почему-то меньше не становится. Исследования ревизионной комиссии в разные годы отмечают на рынке от 30 до 50 % суррогата. Виноделы считают, что эта цифра слишком занижена и не отвечает действительности.
В результате для потребителя покупка «горячительного» превращается в азартную игру: либо повезло — купил хороший продукт, либо нет, то есть потерял деньги. Или того хуже — получил серьёзный удар по здоровью.
Такая ситуация наносит экономический ущерб и винзаводам, значительно подрывая их многолетнюю репутацию и обесценивая труд. Вот и приходится производителям искать новые способы защиты своей продукции от вездесущего суррогата.
А вы знаете, как отличить настоящее вино от ненастоящего, глядя только на бутылку в магазине?
К способам защиты относятся: уникальная этикетка, пробка, запайка, голограммы и маркировки. Всё продумано до мелочей, чтобы даже неискушенный потребитель с первого взгляда смог отличить оригинал от суррогата.
Для справки: Суррогат (от лат. surrogatus — поставленный взамен), продукт (или предмет), лишь отчасти заменяющий какой-либо др. продукт (или предмет), с которым он имеет некоторые общие свойства, но не обладает его качествами. Подделка, подделанный, фальсифицированный продукт. /Большая Советская энциклопедия
Начнем со «стража порядка» — этикетки. Функция этикетки на самом деле не ограничивается только лишь привлечением внимания.
Экипированная бутылка является ещё и носителем информации о ценности продукта, поэтому и требования к «наклейкам» повышенные.
Тонкая бумага просто обязана стойко переносить колебания температуры, влажности и другие нагрузки транспортировки и хранения, оставаясь «девственной». Поэтому чем дороже и качественнее этикетка, тем ценнее напиток, который она охраняет. И уж ни в коем случае этикетка не имеет права склеиваться и зависать. Нанесенный клей не должен пропитывать бумагу и оставлять на лицевой стороны пятна либо полосы.
Отличительная черта фабричной наклейки — широкие равномерные продольные полосы по всей поверхности этикетки. Это можно увидеть если посмотреть сквозь бутылку на свет – ровный "забор" клея, на который равномерно наклеена этикетка. «Художественная роспись» клеем по бумаге позволительна только народным умельцам.
Не менее высокие требования предъявлены и к этикеточной полиграфии. Буковки и циферки на этикетке не имеют права стираться и расплываться даже при намокании. Смазанные, расплывчатые или истёртые надписи – могут быть одним из признаков, что перед вами суррогат.
Кроме внешнего вида этикетка предоставляем информацию о:
- государстве-изготовителе, наименовании предприятия, его фактическом и юридическом адресе, контактных данных дистрибьютора и импортера (для импортной продукции)
- регионе произрастания винограда
- названии напитка
- вместимости
- содержании спирта <% об.>, кроме сухих вин, игристых вин и коньяка, у которых указывается - <% масс>
- содержании сахара
- дате изготовления (на видимой стороне этикетки, контрэтикетки, пробки либо бутылки)
- данных документа /декларации соответствия ГОСТу или Техническому регламенту – для продукции отечественного производства
- наличии ароматизаторов и красителей (в случае их использования).
И много другой важной и полезной информации.
При чтении этикетки обращайте внимания на то, что настоящие вина изготавливаются из винограда определенных сортов. Информация о сортовом составе обязательна должна присутствовать на этикетке (или контрэтикетке). В идеале сортовой состав указывается в процентном соотношении. Когда сортовой состав готовой продукции не имеет чёткого соотношения, используемые сорта перечисляют в порядке уменьшения их доли в готовом продукте. То есть сначала указывается сорт винограда, который считается "базовым".
Если на контрэтикетке красуется надпись “изготовлено из технических сортов винограда”, будьте уверены — вино настоящее, а следовательно, не самое дешевое.
Загадочное слово “купаж” означает, что при производстве этого вина использовались разные сорта винограда. Попросту говоря — это смесь, в которую в разные годы (в зависимости от урожайности) попадают различные технические сорта. Чаще всего одного цвета, к примеру вино - купаж из красных сортов.
Всё это допустимые стандартами изменения. А вот если вы видите на контрэтикетке надпись “восстановленный виноматериал” (ягода) это значит, что при производстве этого вина ни одна гроздь винограда не пострадала. И все что вы видите — не вино, а “винный напиток”, который в обиходе получил название “порошкового вина”.
К счастью, производителей обязывают предоставить честную информацию. Поэтому если внимательно "прочесть этикетку" можно получить исчерпывающую информацию о продукции.
Помимо вина, из винограда делают “высокоградусный” напиток — виноградную водку, которая намного “полезнее”, чем напитки из ректификованных спиртов.
В Италии виноградная водка называется — граппа, в Грузии — чача, в Болгарии — ракия, а на Кипре — зивания.
Штриховой код и информация о составе, как правило, наносится на контрэтикетку, то есть этикетку на обратной стороне бутылки.
Особое внимание обращайте на состав коньяка, а именно на содержание винных спиртов. «Коньяки» с содержанием «высококачественных спиртов» не могут иметь отношения к благородному напитку, поскольку настоящие коньяки изготавливаются исключительно из купажа коньячных спиртов различной выдержки. Звёздочками определяется спирты базовой выдержки. То есть в коньяке "три звезды" используются в качестве базы спирты трёхлетней выдержки с добавлением более выдержанных спиртов. Купаж – результат длительной, кропотливой и порой многолетней работы многих людей: начиная от агронома и заканчивая дегустатором. Как правило, бренды держат свои купажи в строжайшем секрете.
К этикеткам коллекционных вин и коньяков требования еще выше. На оригинальных бутылках должны быть наклеены дополнительные ярлыки с указанием «Коллекционное (коллекционный), дополнительно выдержанное (выдержанный) в коллекции ___ лет». А шейку бутылки с коллекционным вином должна украшать кольеретка (от. фр. «воротничок») с указанием года урожая винограда, из которого изготовлено вино.
В своей жизни я пила “Мадеру” Массандровского винзавода 1947 года, и могу вам с уверенностью заявить, что это был божественный напиток с тонким букетом и непередаваемым словами вкусом.
Теперь обратим внимание на запайку бутылки. Материал должен облегать горлышко посуды, как «вторая кожа». Шов спайки должен быть ровным и без разрывов. Многие бренды наносят на место спайки логотипы предприятия, также как и на пробку. К сожалению, внимательно рассмотреть пробку можно, только приобретя и откупорив бутылку.
Относительно недавно был введен еще один способ защиты — голограмма. Она особенно привлекает внимание, переливаясь всеми цветами радуги на «воротничке» бутылки. Секрет надежности голографического изображения скрывается в сложности изготовления. Причем разработкой и изготовлением голограмм в мире занимаются всего лишь чуть больше десятка лицензированных предприятий.
Среди брендов становится популярным и другой защитный способ — мелкосимвольная маркировка. Четкие убористые циферки не только гармонично вписываются в общий дизайн, но и сообщают о дате изготовления и конечном сроке потребления. Как и другие надписи на этикетке, мелкосимвольная маркировка держится невероятно прочно, не страдая от воздействия внешних факторов. Стоит отметить, что главным «вредителем» надписей и маркировок является трение, которому подвергается бутылка в течение всей своей жизни, начиная от процесса производства до момента покупки конечным потребителем.
Всё казалось бы хорошо — производители надёжно защищают свою продукцию. Тогда чем можно объяснить такой рост подделок? Только одним — нашей потребительской неграмотностью и невнимательностью. Добавьте сюда излишнюю «скромность» и неуверенность в своих правах, мешающую покупателю попросить в точке реализации (магазине или супермаркете) сертификат соответствия данного продукта установленным нормативам.
В итоге получается, что в цепочке «подпольщики» — реализаторы — потребители» слабым звеном являются покупатели, то есть мы сами. И каждый раз попадаясь на очередной суррогат именно мы подталкиваем к развитию «теневой» бизнес.
Стоит отметить что все вышеперечисленные «методы борьбы» характерны для продукции брендов, заботящихся о своей многолетней репутации производителей коньяков и марочных вин. Это связано в тем, что продать суррогат под видом дорогого напитка намного выгоднее, чем избрать объектом подделки дешёвые и не разрекламированные вина или коньяки.
В заключение всем покупателям хочется пожелать не терять бдительности, особенно если вы покупаете дорогой напиток через интернет-магазин. По закону вам вместе с продуктом обязаны прислать копию сертификата соответствия.
И тогда... Тогда праздничный стол украсит бутылка хорошего пьянящего напитка, а не суррогат из «соседнего подвала».
Продолжение следует...