Найти тему
Истории тётушки Юлии Рысь

Праздник без суррогата

Важное примечание: статья носит информационный характер о продукции виноградарства и виноделия. Статья основана на ранних авторских материалах, предназначенных для публикации в журнале.

Пожалуй, редкие застолья обходятся без бутылочки спиртсодержащего напитка — радующего глаз и веселящего душу. Однако и алкогольные бренды и конечный потребитель страдают от подделок.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Несмотря на борьбу именитых производителей, под эгидой государственной защиты, с «подпольщиками», подделок почему-то меньше не становится. Исследования ревизионной комиссии в разные годы отмечают на рынке от 30 до 50 % суррогата. Виноделы считают, что эта цифра слишком занижена и не отвечает действительности.

В результате для потребителя покупка «горячительного» превращается в азартную игру: либо повезло — купил хороший продукт, либо нет, то есть потерял деньги. Или того хуже — получил серьёзный удар по здоровью.

Такая ситуация наносит экономический ущерб и винзаводам, значительно подрывая их многолетнюю репутацию и обесценивая труд. Вот и приходится производителям искать новые способы защиты своей продукции от вездесущего суррогата.

А вы знаете, как отличить настоящее вино от ненастоящего, глядя только на бутылку в магазине?

К способам защиты относятся: уникальная этикетка, пробка, запайка, голограммы и маркировки. Всё продумано до мелочей, чтобы даже неискушенный потребитель с первого взгляда смог отличить оригинал от суррогата.

Для справки: Суррогат (от лат. surrogatus — поставленный взамен), продукт (или предмет), лишь отчасти заменяющий какой-либо др. продукт (или предмет), с которым он имеет некоторые общие свойства, но не обладает его качествами. Подделка, подделанный, фальсифицированный продукт. /Большая Советская энциклопедия

Начнем со «стража порядка» — этикетки. Функция этикетки на самом деле не ограничивается только лишь привлечением внимания.

Экипированная бутылка является ещё и носителем информации о ценности продукта, поэтому и требования к «наклейкам» повышенные.

Тонкая бумага просто обязана стойко переносить колебания температуры, влажности и другие нагрузки транспортировки и хранения, оставаясь «девственной». Поэтому чем дороже и качественнее этикетка, тем ценнее напиток, который она охраняет. И уж ни в коем случае этикетка не имеет права склеиваться и зависать. Нанесенный клей не должен пропитывать бумагу и оставлять на лицевой стороны пятна либо полосы.

Отличительная черта фабричной наклейки — широкие равномерные продольные полосы по всей поверхности этикетки. Это можно увидеть если посмотреть сквозь бутылку на свет – ровный "забор" клея, на который равномерно наклеена этикетка. «Художественная роспись» клеем по бумаге позволительна только народным умельцам.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Не менее высокие требования предъявлены и к этикеточной полиграфии. Буковки и циферки на этикетке не имеют права стираться и расплываться даже при намокании. Смазанные, расплывчатые или истёртые надписи – могут быть одним из признаков, что перед вами суррогат.

Кроме внешнего вида этикетка предоставляем информацию о:

  • государстве-изготовителе, наименовании предприятия, его фактическом и юридическом адресе, контактных данных дистрибьютора и импортера (для импортной продукции)
  • регионе произрастания винограда
  • названии напитка
  • вместимости
  • содержании спирта <% об.>, кроме сухих вин, игристых вин и коньяка, у которых указывается - <% масс>
  • содержании сахара
  • дате изготовления (на видимой стороне этикетки, контрэтикетки, пробки либо бутылки)
  • данных документа /декларации соответствия ГОСТу или Техническому регламенту – для продукции отечественного производства
  • наличии ароматизаторов и красителей (в случае их использования).

И много другой важной и полезной информации.

При чтении этикетки обращайте внимания на то, что настоящие вина изготавливаются из винограда определенных сортов. Информация о сортовом составе обязательна должна присутствовать на этикетке (или контрэтикетке). В идеале сортовой состав указывается в процентном соотношении. Когда сортовой состав готовой продукции не имеет чёткого соотношения, используемые сорта перечисляют в порядке уменьшения их доли в готовом продукте. То есть сначала указывается сорт винограда, который считается "базовым".

Если на контрэтикетке красуется надпись “изготовлено из технических сортов винограда”, будьте уверены — вино настоящее, а следовательно, не самое дешевое. 

Загадочное слово “купаж” означает, что при производстве этого вина использовались разные сорта винограда. Попросту говоря — это смесь, в которую в разные годы (в зависимости от урожайности) попадают различные технические сорта. Чаще всего одного цвета, к примеру вино - купаж из красных сортов.

Всё это допустимые стандартами изменения. А вот если вы видите на контрэтикетке надпись “восстановленный виноматериал” (ягода) это значит, что при производстве этого вина ни одна гроздь винограда не пострадала. И все что вы видите — не вино, а “винный напиток”, который в обиходе получил название “порошкового вина”.

К счастью, производителей обязывают предоставить честную информацию. Поэтому если внимательно "прочесть этикетку" можно получить исчерпывающую информацию о продукции.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Помимо вина, из винограда делают “высокоградусный” напиток — виноградную водку, которая намного “полезнее”, чем напитки из ректификованных спиртов.

В Италии виноградная водка называется — граппа, в Грузии — чача, в Болгарии — ракия, а на Кипре — зивания.

Штриховой код и информация о составе, как правило, наносится на контрэтикетку, то есть этикетку на обратной стороне бутылки.

Особое внимание обращайте на состав коньяка, а именно на содержание винных спиртов. «Коньяки» с содержанием «высококачественных спиртов» не могут иметь отношения к благородному напитку, поскольку настоящие коньяки изготавливаются исключительно из купажа коньячных спиртов различной выдержки. Звёздочками определяется спирты базовой выдержки. То есть в коньяке "три звезды" используются в качестве базы спирты трёхлетней выдержки с добавлением более выдержанных спиртов. Купаж – результат длительной, кропотливой и порой многолетней работы многих людей: начиная от агронома и заканчивая дегустатором. Как правило, бренды держат свои купажи в строжайшем секрете.

К этикеткам коллекционных вин и коньяков требования еще выше. На оригинальных бутылках должны быть наклеены дополнительные ярлыки с указанием «Коллекционное (коллекционный), дополнительно выдержанное (выдержанный) в коллекции ___ лет». А шейку бутылки с коллекционным вином должна украшать кольеретка (от. фр. «воротничок») с указанием года урожая винограда, из которого изготовлено вино.

В своей жизни я пила “Мадеру” Массандровского винзавода 1947 года, и могу вам с уверенностью заявить, что это был божественный напиток с тонким букетом и непередаваемым словами вкусом.

Теперь обратим внимание на запайку бутылки. Материал должен облегать горлышко посуды, как «вторая кожа». Шов спайки должен быть ровным и без разрывов. Многие бренды наносят на место спайки логотипы предприятия, также как и на пробку. К сожалению, внимательно рассмотреть пробку можно, только приобретя и откупорив бутылку.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Относительно недавно был введен еще один способ защиты — голограмма. Она особенно привлекает внимание, переливаясь всеми цветами радуги на «воротничке» бутылки. Секрет надежности голографического изображения скрывается в сложности изготовления. Причем разработкой и изготовлением голограмм в мире занимаются всего лишь чуть больше десятка лицензированных предприятий.

Среди брендов становится популярным и другой защитный способ — мелкосимвольная маркировка. Четкие убористые циферки не только гармонично вписываются в общий дизайн, но и сообщают о дате изготовления и конечном сроке потребления. Как и другие надписи на этикетке, мелкосимвольная маркировка держится невероятно прочно, не страдая от воздействия внешних факторов. Стоит отметить, что главным «вредителем» надписей и маркировок является трение, которому подвергается бутылка в течение всей своей жизни, начиная от процесса производства до момента покупки конечным потребителем.

Всё казалось бы хорошо — производители надёжно защищают свою продукцию. Тогда чем можно объяснить такой рост подделок? Только одним — нашей потребительской неграмотностью и невнимательностью. Добавьте сюда излишнюю «скромность» и неуверенность в своих правах, мешающую покупателю попросить в точке реализации (магазине или супермаркете) сертификат соответствия данного продукта установленным нормативам.

В итоге получается, что в цепочке «подпольщики» — реализаторы —  потребители» слабым звеном являются покупатели, то есть мы сами. И каждый раз попадаясь на очередной суррогат именно мы подталкиваем к развитию «теневой» бизнес.

Стоит отметить что все вышеперечисленные «методы борьбы» характерны для продукции брендов, заботящихся о своей многолетней репутации производителей коньяков и марочных вин. Это связано в тем, что продать суррогат под видом дорогого напитка намного выгоднее, чем избрать объектом подделки дешёвые и не разрекламированные вина или коньяки.

В заключение всем покупателям хочется пожелать не терять бдительности, особенно если вы покупаете дорогой напиток через интернет-магазин. По закону вам вместе с продуктом обязаны прислать копию сертификата соответствия.

И тогда... Тогда праздничный стол украсит бутылка хорошего пьянящего напитка, а не суррогат из «соседнего подвала».

Продолжение следует...