Найти тему
Молитва и Размышление

КАК РАЗВИВАТЬ СМИРЕНИЕ? ЧАСТЬ 2

Оглавление

Пост

В книге Ездры читаем: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его - могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (Ездр.8:21-23).

Ездра возглавлял исход евреев из Вавилона. Господь расположил сердце царя Артаксеркса и он не только дал повеление о возвращении в Иерусалим, но также выделил для обустройства города немалые средства. Ездре же было стыдно просить у царя войско, поскольку он сам проповедовал о защите Божьей для Его людей. Чтобы удостовериться, что Господь пойдет с ними и будет их защищать, было важно проявить смирение. Формой проявления смирения стал пост.

Когда человек постится, он сознательно воздерживается от пищи, от воды или от чего-то еще, наступая на потребности своей плоти. На этом фоне плоть начинает проявлять недовольство, начинает бунтовать и появляется возможность возрасти в смирении.

Для успеха в посте, как и во всех других духовных дисциплинах, важно чистое искреннее сердце. В противном случае легко скатиться во внешнюю религиозную форму без духовного содержания. Пророк Исайя предупреждал: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис.58:3,4).

Сердца постящихся не были честными пред Богом. Они не раскаивались в совершаемой ими неправоте, поэтому такое отношение Господь не мог назвать настоящим смирением.

Однако настоящий пост всегда является проявлением смирения и содействует его укреплению. Как духовную дисциплину пост желательно практиковать регулярно. Например, раз в неделю. Обычно рекомендуют пятницу – день страстей Христовых, когда Сын Человеческий проявил верх смирения... Подробнее о посте как о духовной дисциплине можно почитать в классической книге Ричарда Фостера «Прославление дисциплины».

Послушание

Выше мы читали слова апостола Павла о величайшем смирении Христа, Который был равен Богу, но добровольно сделал много «шагов вниз» и в результате был превознесен выше всех. Далее апостол переводит разговор в практическую плоскость: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2:12). Чтобы нам подражать Господу в вопросе смирения надо быть послушным всегда. Когда люди нас видят, слушаться легче, но в моменты одиночества (хотя духовно мы никогда не одиноки) послушание гораздо важнее.

Наконец, Павел связывает вопрос смирения и послушания с наиважнейшим – спасением души. Мы живем на этой грешной земле, имея драгоценное обетование спасения благодатью через веру. Если же мы не войдем во спасение, то «мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). Какой смысл в жизни, если конец ее - внешняя тьма, где плач и скрежет зубов, или еще кошмарнее – озеро огненное? Смирение и послушание рождают страх Божий. Таким образом, идя путем послушания, мы совершаем свое спасение. Господь же укрепляет сделанный нами выбор: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:13). Так трактовал этот текст Иоанн Златоуст: «когда человек захочет, тогда и Бог будет действовать, возводя хотение человеческое на степень самой твердой решимости».

В монастырской практике истину о законе смирения хранят с древнейших времен, поэтому первый и базовый уровень монашества именуется послушничеством. Слово происходит от слова послушание.

В евангельской среде нет монастырей, но возможность возрастать в смирении посредством послушания есть. Все структуры установленной Богом власти дают такую возможность. У большинства людей есть начальники на работе, у жен есть мужья, у детей есть родители, у членов церкви – пресвитеры и др. Все эти взаимоотношения позволяют нам возрастать в смирении через послушание.

Автор послания к Евреям особенно выделяет послушание в церковной среде: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17).

Этот текст подразумевает, что у каждого верующего должен быть наставник или душепопечитель. Как быть, если такого человека нет? Все очень просто – искать и помнить слова Господа – кто ищет тот обязательно найдет! Наставники никогда не бегают за людьми. Наоборот, те, у кого есть нужда в активном наставничестве, сами должны искать и строить отношения. В целом же нужда в душепопечителях (в православной культуре их называют духовниками) в церкви очень велика, но все же такие люди есть.

Когда же верующий нашел себе наставника, ему важно проявлять покорность. Тогда в его (ее) жизнь все больше и больше будет изливаться Божья благодать, ведь она дается только смиренным.

В своей практике я видел десятки случаев, когда люди чудесным образом преображались как только они вставали в позицию смирения и послушания духовным наставникам. С другой стороны были другие десятки и сотни, которые все продолжали искать своего, не могли успокоиться и кончали очень печально. С ними происходит по слову поэта: «Одних уж нет, а те далече»…

Брат Х прошел много реабилитационных центров. Как только ему становилось лучше, он уходил, устраивался на работу, работал месяц-два, потом запой, потом опять Центр, и так по замкнутому кругу. Круг мог бы плохо кончиться, если бы в один чудесный момент Х не открыл для себя закон смирения: я больше не буду искать своего, буду в послушании руководителю Центра до конца, если надо, то всю оставшуюся жизнь. Это решение разорвало замкнутый круг греха и смерти. Пришла Божья благодать, пришел мир и победа. Сегодня Х служит уже руководителем Центра, радуется жизни и старается передать истину о победе через смирение тем, кто обращается за помощью.

Эта история со счастливым концом, но, к сожалению, приходя на кладбище, на могильных плитах нетрудно найти многочисленные свидетельства о том, как быстро порой заканчивается путь гордости и угождения своему «Я»…

«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5).

Конечно, послушание должно быть здравым. В некоторых нечастых случаях наставники могут злоупотреблять своей властью. Вначале я приводил пример злоупотребления властью из монастырской жизни. Еще раз хочу подчеркнуть, что на практике подобных случаев бывает немного. Намного чаще встречается нежелание смирять свое гордое «Я».

Господь, я отрекаюсь от рабства своеволия и гордости и прошу у Тебя мудрости и благодати, чтобы надо мной всегда были благочестивые духовные наставники, которым я был бы покорным, чтобы принимать Твою благодать. Благодарю Тебя, что ты просветил очи моего сердца и я вижу действие закона смирения и послушания. Помоги мне всегда помнить о нем и жить в гармонии с ним. Аминь!

-2