Я очень люблю ходить пешком по городу и подмечать красоту архитектуры. Могу спокойно перечислить, наверно, с десяток интересных зданий, которые так или иначе попали в мое сердце. Но есть в Петербурге один дом, который запал мне в душу навсегда, в котором, на мой взгляд, прекрасно всё – история, расположение, вешний вид с уникальными внутренними дворами, а также истории бывших и нынешних жильцов. Это доходный дом графа М.П. Толстого на Фонтанке/ул. Рубинштейна.
Дом был построен архитектором Фёдором Ивановичем Лидвалем в 1910-1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого (героя русско-турецкой войны 1877-1878 гг). Неофициальное и широко распространённое название дома как раз по фамилии его владельца – «Толстовский дом». В этой статье я хочу побольше рассказать об архитектурных особенностях данного здания, о том, чем же оно мне особенно полюбилось.
На Фонтанку и улицу Рубинштейна выходят сдержанно элегантные, классицистически стройные фасады, которые завершаются сверху массивными мансардами. Как видно по фото – фасады не симметричны, так со стороны Фонтанки парадная въздная арка сильно смещена влево.
На плане видно, что средний двор дома имеет глубокое ответвление – своеобразный курдонер (внутренний дворик) трапециевидной формы, образующий дополнительную пересекающую ось. Особенностью дома является то, что эта анфилада дворов идет не по прямой, привычной глазу оси, а делает излом посередине. Такое искривление пространства, при котором весь участок не просматривается насквозь, оставляет нам некоторую загадку впереди, порождая непредсказуемое развитие архитектурного сюжета.
Давайте подробнее остановимся на этих удивительных трёхпролётных арках, действительно «триумфальных» по масштабу.
Три больших двора внутри композиции соединены между собой повторяющимися трехпролетными арками, какие мы видели на лицевых фасадах. Они символизируют непрерывное движение, плавное перетекание дворов, объединяют массивный объем здания в одно целое.
Когда в перспективе одной аркады открывается под углом другая, а с некоторых точек – и третья, возникает иллюзия нескончаемого чередования, повторения композиционной темы.
Эти арки, бесспорно, – главный, сквозной лейтмотив всего комплекса. Широкий средний проезд равен по высоте трём этажам. Арочные композиции повторяются восемь раз на фасадах всех поперечных корпусов, придавая внешнему облику дома торжественно парадное звучание, даже в какой-то степени сравнимое с великими триумфальными арками мира.
Но, наверное, главное в доме Толстого – не фасады и объёмы, а само пространство, заключённое между ними. Архитектор ясно показал, что именно дворы составляют сердцевину и сущность жилого дома, объединяя его изнутри. Вместе с тем он превратил анфиладу дворов в репрезентативный внутриквартальный проезд, проходящий от улицы до набережной через четыре одинаковые аркады.
Кстати, сам Лидваль планировал сделать сквозной проезд через все внутренние дворы, своеобразную улицу, которую даже хотели красиво назвать улицей Зодчего Лидваля. Однако в советское время посередине дворов были высажены газоны с тополями, а в центральном дворике вместо небольшой клумбы был установлен бетонный вазон с фонтаном.
Рост цен на землю в Петербурге, связанный с увеличением населения, способствовал компактной застройке дворовых участков многоэтажными жилыми домами. Поэтому избранная Лидвалем пространственно-планировочная схема объясняется не только новыми композиционными идеями, но и необходимостью вписать жилой массив в сложный по конфигурации, протяжённый участок, имеющий излом и выступ.
Стилистика этого архитектурного произведения определяется как северный модерн.
В начале своего существования модерн, как художественный стиль, всячески отвергал какие бы то ни было традиции. Позже представители этого стиля стали использовать в своем творчестве некоторые детали исторической архитектуры, сочетая их с новаторскими приемами. Так, например, в Петербурге часто использовались мотивы средневековой русской архитектуры. Петербургский модерн также формировался под влиянием художественных контактов с ближайшими соседями, странами Скандинавии. Это проявлялось, в том числе, и в использовании таких натуральных строительных материалов, как гранит, мрамор, древесина и т.п.
В архитектуре дома прослеживается явное влияние классицизма. Единообразие корпусов, картинные перспективы арок, регулярность и симметрия фасадов, а также классические декоративные элементы – порталы, филенки, венки, сандрики – всюду здесь прослеживаются классицистические приемы.
Однако живописная смена зрительных планов, динамизм перетекающего сквозь аркады пространства, отказ от прямолинейно-осевой ориентации выражают дух исканий модерна. Классицистические формы, использованные Лидвалем, служат скорее внешней мотивацией тяги зрелого модерна к строгой упорядоченности. От модерна идёт и чувство «правды» материала, активной роли цвета и фактуры.
Если говорить об оформлении лицевых фасадов – здесь архитектор использует присущие модерну натуральные цвета и текстуры. Окна симметричны и единообразны, в нижнем ярусе для облицовки использовался ярко-красный кирпич, выше – серая зернистая штукатурка, на поле которой выделены тоном и плоским рельефом скромные детали, взятые из арсенала итальянского ренессанса и раннего русского классицизма.
Простые, архитектурно не обработанные мансарды лицевых фасадов дома выглядят как будто случайными и неуместными утилитарными наслоениями.
Плоский фасад, выходящий к Фонтанке, контрастирует с противоположным, выходящим на улицу Рубинштейна. Из-за малой ширины улицы основная часть фасада заглублена, а на красную линию выступают только пониженные ризалиты. Нижний этаж дома здесь раскрыт широкими витринными окнами, которых нет со стороны реки.
Проект дома Толстого архитектор представил в марте 1910 года, возведение и обустройство здания продолжалось три строительных сезона. Летопись строительства запечатлена на фасадах поперечных корпусов, в арках, и в портале среднего двора: «1910», «1911», «1912».
В доме Толстого были разные типы квартир. В основном – большие, из шести-восьми и более комнат, рассчитанные на состоятельных съёмщиков. Но также были и скромные помещения, для представителей всех сословий. Доходные дома приносили выручку – доход – своим владельцам благодаря аренде.
Уже при постройке дома здесь была предусмотрена своя прачечная, лифты, водопровод.
После смерти М.П. Толстого владелицей дома стала его вдова – графиня О.А. Толстая. А в 1918 году доходный дом был национализирован.
В Толстовском доме жило и живет много примечательных, выдающихся и знаменитых людей. Так, с домом связаны:
князь А.П. Гагарин – потомок Рюрика в 31 поколении, профессор Санкт-Петербургского Политехнического института;
князь М.М. Андронников – известный аферист и авантюрист, близкий друг Григория Распутина;
поэт-революционер В.В. Князев (Седых);
певец и народный артист РСФСР Эдуард Хиль;
скульптор Михаил Шемякин и многие-многие другие...
К сожалению, сегодня в Толстовском доме старые оконные заполнения заменяются современными стеклопакетами. Новые детали резко отличаются от первоначального рисунка переплётов грубо примитивными формами. Массовые замены второстепенных, на первый взгляд, элементов, превратились в стихийное эстетическое бедствие. Кроме того, во многих местах в наши дни происходит обрушение декоративных фасадов, много где отходит штукатурка и натянуты защитные сетки.
Ну а мы будем надеяться, что капитальная реставрация не заставит себя ждать, и этот шедевр архитектуры сохранится в своем первоначальном виде на долгие годы!
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк" - это поможет алгоритму показать его большему количеству людей. А еще лучше - подписывайтесь! У меня всегда интересно.
Другие интересные дома Петербурга:
Особняк Брусницыных
Доходный дом Е.М. Розен – ул. Радищева, 8
Доходный дом – Ковенский пер., 11
Я очень люблю Санкт-Петербург и на своем канале делюсь в основном интересными и любимыми местами своего города. Кроме этого, у меня иногда случаются путешествия в другие регионы и страны, о чем я также с удовольствием рассказываю :)
Буду рада новым подписчикам! Давайте открывать вместе Петербург и не только!