Очень часто беседы о смирении являются лишь теорией, тогда как настоящее христианство всегда практично. Как же развивать столь важную добродетель? Как можно вырабатывать смирение?
Прежде всего, как ни удивительно, бесполезно молиться о смирении. Библия не говорит, что Бог будет нас смирять. Он предоставил смиряться нам самим: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:6). Апостол Иаков вторит Петру: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак.4:10). Смиряться должно нам, а Господь, увидев наше смирение, будет возвышать.
Таким образом, как бы духовно это ни звучало, молиться о смирении не по Писанию. Господь может унизить нас (этого мы не хотим!), но Он не будет нас смирять: «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли» (Пс.146:6).
Как уже говорилось выше, смирение начинается с решения быть покорным Богу и людям, поставленным Богом над нами. Существуют несколько путей, как мы можем тренировать смирение. Первым рассмотрим исповедь.
Исповедь
Смиренный человек, как уже отмечалось, трезво смотрит на себя. Он понимает, что без Христа его душа немощная, жалкая и нагая. Когда мы теряем близкие отношения с Господом, душа неизбежно впадает в те или иные плотские искушения. Смирение открывает дверь для исповедания и покаяния.
Покаяние – это, возможно, самая актуальная тема для проповеди в современной церкви, как и написано: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.17:30). Слова «всем и повсюду» включают в себя всех: не только языческий мир, к которому непосредственно обращался апостол, но и плотских христиан. Без глубокого покаяния нет движения, нет духовного роста, поэтому смирение направляет человека на путь искреннего покаяния, которое начинается с исповеди.
Блаженны плачущие. Царь Давид познал эту истину на собственном печальном опыте: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс.31:1). Блажен, то есть в высшей степени счастлив прощенный человек. Но нелегко бывает признать и исповедовать грех. Зачастую для давно верующих это сложнее, чем для новообращенных. Причиной этого является все та же гордость. Вот переживания Давида: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс.31:3-6).
Отказ исповедоваться в прелюбодеянии и убийстве привел Давида к жестокому поражению. Его тело было поражено болезнью и состояние только ухудшалось. Наконец Давид смирился и перестал молчать. Таким же образом должен поступать всякий праведник. Тогда воды болезни и проклятия не достигнут его. Он будет в безопасности.
Конечно, не всякая болезнь обязательно вызвана неисповеданным грехом. Мы помним, например, Иова, но часто бывает так, что исцеление не происходит, пока не принесен достойный плод покаяния.
В Новом Завете мы находим усиление призыва к смирению и покаянию. Так на каждом Причастии, в котором регулярно участвует каждый член Тела Христова, нам сказано испытывать себя. Испытывать себя голосом совести и Слова Божьего и судить не другого, но себя:«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:28-32).
Итак, смирение требует от человека быть честным перед своей совестью и никогда не молчать, если совесть обличает. Так жил апостол Павел, который неоднократно в посланиях утверждал, что ходит пред Богом с доброй совестью: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим.9:1).
Может быть вам, дорогой читатель, в данный момент есть в чем исповедоваться? Тогда самое лучшее, сделайте это прямо сейчас. Достаточно ли исповедовать свой грех Богу? Это зависит от совершенного греха. Общий принцип такой: исповедание должно быть таким же широким как и грех. Если ваш грех коснулся человека, его мало исповедовать Богу – человек также должен услышать и простить вас. Еще бывает такая ситуация, что вы исповедовали грех Богу, но нет полной уверенности, что Господь услышал вас и простил. В этом случае вам нужен исповедник, который поможет вам принять прощение, а также помолится и посоветует как одержать победу над грехом в дальнейшем. Также душепопечитель может по водительству духа назначить вам определенную духовную дисциплину (например: пост, чтение определенных текстов Писания или духовной литературы и пр.) Таким образом, исповедь требует смирения не только перед Богом, но также перед человеком, принимающим исповедь. Поэтому она является тренировкой смирения.
Продолжение следует