Всем утра добрейшего, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно!
Работая над жизнеописаниями персонажей пушкинской эпохи, невольно задаюсь вопросом: а отчего же поздний советский кинематограф периода 70-х - 80-х не одарил нас картинами о первой трети XIX века? О времени, предельно насыщенном событиями и фигурами, способными увлечь любого, мало-мальски интересующегося историей своего Отечества? Казалось бы - и режиссёры достойнейшие тогда ещё не перевелись, и актёры - в основном старой театральной классической школы, а не... молодчики и дамочки из современного телемыла, и сценаристы - высшей выделки наличествовали. И та самая "уходящая" натура ещё кое-где сохранилась: не резали глаз современные белые скамейки серийного производства, стеклопакеты на окнах, да и героям было где пройтись - в прямом смысле этого слова, чтобы не выглядеть вездесущими китайскими туристами, неизменно прогуливающимися то по Петропавловке (кто вообще гулял по Петропавловской крепости?), то вдоль колоннады Казанского собора (а где ж ещё?), а то откровенно у Исаакиевского собора (к тому времени даже ещё непостроенного). Ну отчего бы хоть Тынянова было не экранизировать? Да что там - если бы Булату Шалвовичу Окуджаве, очень тесно сотрудничавшему с кинематографом, предложили написать сценарий, думаю, он бы не отказался! Кто читал "Путешествие дилетантов" или "Свидание с Бонапартом", уверен, меня поймёт! И ведь хотел, хотел же Никита Сергеевич в соавторстве с Адабашьяном снять фильм о Грибоедове! Правда, что-то помешало - и это при его-то... возможностях...
Увы - так ничего снято и не было. Если не считать "Звезды пленительного счастья" и "Последней дороги" Менакера, сделанной уже на излёте СССР, но наглядно продемонстрировавшей - что и как можно было бы сделать, займись этой благодарной тематикой ПРОФЕССИОНАЛЫ! Впрочем, вспоминается ещё "Незримый странник" Таланкина 1988 года - о последних днях Александра I в Таганроге...
Сегодня я предлагаю всем нам немножко пофантазировать/поностальгировать и представить: кто бы из советских актёров максимально соответствовал нашим представлениям о наиболее известных исторических персонажах эпохи Александра I и Николая I - если бы какому-нибудь из режиссёров пришло в голову снять подобный фильм? В конце концов - если нас так "кинули", то отчего бы самим не восполнить этот досаднейший пробел?
Начну со своего любимейшего героя - князя Петра Андреевича Вяземского. В "Последней дороге" его замечательно сыграл ленинградский актёр Вадим Медведев.
А теперь давайте посмотрим на оригинал!
Взгляните на эту фотографию... Voilà! Вспоминайте - Михаил Жигалов, прекрасный советский характерный кино- и театральный актёр, заслуженный артист РСФСР. И портретное сходство (некрасив, да, но по-мужски привлекателен) налицо, и талант -несомненный, и фактура... Ах, как бы я хотел увидеть ЕГО Вяземского!
Могу, конечно, ошибаться, но что-то не припомню воплощения в кино великого русского историографа Николая Михайловича Карамзина. А ведь какая глыба!.. Старший друг и наставник едва не всего цвета литературной и поэтической мысли александровских времен.
По-моему, однозначным портретным сходством с Карамзиным - и даже без грима (без постижёров, конечно, было бы не обойтись) - обладал народный артист РСФСР Николай Прокопович. И не только внешне: я хорошо помню сдержанную, интеллигентную, чуть ироничную манеру игры Прокоповича... Карамзин - по воспоминаниям современников - преставляется как раз именно таким!
А вот другой знаменитый деятель как александровского, так и николаевского правления - реформатор Михаил Михайлович Сперанский!
Владимир Головин нам знаком прежде всего по острохарактерным ролям - в частности уголовника "Барона" из "Холодного лета 53-го" и ьывшего полицая Лебедева из "Противостояния". А вот я хорошо помню его по роли Бориса Савинкова из телефильма "20-е декабря". Ах, что это был за Савинков!!!.. Острый, словно состоящий из углов, дерзкий и... опасный. И - уж конечно - из него получился бы очень любопытный Сперанский... такой - со внутренним напряжением...
Когда я впервые увидел портрет "неистового Виссариона" Белинского, сразу был удивлён явным сходством с...
... ну да - разумеется с Олегом Стриженовым. Уж кому-кому, а Стриженову по силам была практически любая роль - с его невероятной внутренней энергетикой и психологизмом. И - уж разумеется - Белинский бы в его исполнении вышел бы эталонным, другого Белинского мы бы и представить себе более не смогли! Вот, к примеру, сыграй в наше время Виссариона Григорьевича Хабенский.. или там Безруков... а мы - неее, ну что это за Белинский! Вот, помню, рааааньше... Стриженов - это да!
Ну, и ещё один известнейший деятель александровской эпохи - всесильный граф Алексей Аракчеев!
Не сказать, чтобы сходство прямо неоспоримое, но на то Виктор Иванович Коршунов и был Народным артистом СССР, потрясающим театральным режиссёром и педагогом! Ох, какой бы это мог случиться Аракчеев, ох, какой!..
По-моему, советским актёрам было подвластно решительно всё! Уж такая это была школа... Не то, что нынешнее племя... Вот сейчас пересмотрел свою подборку и подумал - какой славный мог бы выйти фильм! Заходят как-то Вяземский с Белинским к Сперанскому, а там - Аракчеев уже сидит, кофей дует... Шутка. Ну, к примеру, про того же Грибоедова. Или по какому-то оригинальному сценарию - о Жуковском, о Карамзине, о Батюшкове, наконец... А вот Пушкина позднее советское кино обошло - и правильно сделало, путь, выбранный Леонидом Менакером (о Пушкине - но без Пушкина), оказался самым верным - это мы уже обсуждали в цикле статей "Все наши Пушкины: образ поэта в отечественном кино". Ещё давайте представим: какие образы той эпохи могли бы воплотить наши актёры с совершенно "тогдашней", просветлённой какой-то одухотворённо-романтической внешностью - Юрий Каморный, Александр Кайдановский, Николай Ерёменко, Юрий Васильев, Игорь Васильев, Борис Химичев, Олег Янковский, Родион Нахапетов, Василий Лановой, Станислав Любшин!..
Впрочем, пофантазировали - и будет! Ведь нас ещё ожидает "Союз Спасения" в виде сериала!.. Но - как знать! Быть может, осенит кого-нибудь из наших "кинозубров", да сценарист достойный напишет вдруг чудо расчудесное, и скажем мы, вздохнув восхищённо - господи, хорошо-то как! Во всяком случае, надеяться-то - можно?
ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу
ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»
С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ