Найти тему
Павел Мессир

Чем вдохновлялся Фрэнк Герберт, создавая свой роман "Дюна"?

Оглавление

Дюна поднимает достаточно важные темы и делает интересные отсылки. Кратенько пробегусь по ним.

Экология

Начну с проблемы экологии, а именно борьбы человека с пустыней. Для этой линии в сюжет были введены Фримены - обитатели планеты Арракис или Дюна, на поверхности которой происходит большая часть повествования романа.

Будет неправильно, сказать, что Фримены были списаны с какого-то определённого народа, таких источников заимствования в реальной жизни и истории было много.

Сам Фрэнк Герберт в интервью, данном Уиллису Макнелли, указывает определенное влияние на образ Фрименов, полученное от племен, живущих в пустыне Калахари на юге Африки. Пожалуй, именно из их культуры автор подчеркнул и позже ввел в повествование «Водную дисциплину» фрименов, когда драгоценна каждая капля воды. И вся вода является частью племени.

Фримены и Шаи-Хулуд. Иллюстрация Марка Симонетти
Фримены и Шаи-Хулуд. Иллюстрация Марка Симонетти
Фрэнк Герберт: Ну, конечно, изучая песчаные дюны, немедленно приходишь не только к арабской мистике но и к мистике Навахо, мистике примитивных племен Калахари и …
Уиллис Э. Макнелли: Племена пустыни Калахари?
Фрэнк Герберт: Да, пустыня Калахари, черноногие (народность) пустыни Калахари, как они используют каждую каплю воды. Вы не можете просто остановится на том, как люди живут в такой природной среде, вы пойдете дальше: как окружающая среда меняет людей и как они меняют ее.
(Из интервью Фрэнка Герберта
от 03 февраля 1969-го года)

Помимо бушменов Калахари прообразом фрименов стали арабы-бедуины Сахары и коренные жители Америки – индейцы Навахо.

Но какое отношение этот народ имеет к экологии, кроме того, что вынужден выживать в невыносимых условиях? Для ответа на этот вопрос Фрэнк Герберт вводит в повествование имперского эколога Лайета Кайнса. И если, вы привыкли к звучанию Льет Кайнс, сразу объяснюсь, что за основу я брал перевод Юрия Смирнова, поэтому будут звучать непривычные слова Делатель, вместо Создателя и Кондекскостюм вместо Дистикомба.

Лайет Кайнс являлся сыном Пардота Кайнса, имперского эколога, который замыслил немыслимое – превратить пустынный Арракис в зеленый мир, пригодный для жизни без специальных кондекскостюмов (аппартов для сохранения влаги). Для этого, он сблизился с фрименами и увлек их своей идеей. Фримены высаживали специальные виды трав и кустарников для задержки песка и влаги, имели множество потайных водных хранилищ и лелеяли мечту о зеленом Арракисе. Продолжателем дела отца и стал Лайет. Он терраформировал Арракис до тех самым пор, пока в его планы не вторгся дом Атрейдесов.

Лайет Кайнс в пустыне. Иллюстрация Джона Шёнгерра
Лайет Кайнс в пустыне. Иллюстрация Джона Шёнгерра
Уиллис Э. Макнелли:: Это мысль, которую ты, Бев, высказала ранее, когда говорила о смерти эколога в «Дюне», ты сказала что это очень волнующий, трогающий за душу момент…
Беверли Герберт: Да, я чувствовала, что это также и очень значительный момент. Значительная часть романа крутится вокруг этого: как умирает эколог. Я думаю, очень важно, что именно планета убивает эколога.
Уиллис Э. Макнелли: И даже хотя планета… Я имею в виду, хотя эколог даже технически был способен подчинить себе ее…
Беверли Герберт: Вот, когда он лежал, умирая…
Уиллис Э. Макнелли:: Умирая и…
Беверли Герберт: И понимая все, что с ним происходит.
Уиллис Э. Макнелли:: Точно.
Беверли Герберт: Гораздо больше, чем кто-либо умиравший в пустыне до него. Полное понимание… Я думаю, это сделало его смерть еще более ужасной, тот факт что он полностью понимал…
Уиллис Э. Макнелли:: Вот что он понимал — техническую возможность контролировать планету.
Беверли Герберт:: Он знал, что планета его поймала
Уиллис Э. Макнелли:: Да.
(Из интервью Фрэнка Герберта
от 03 февраля 1969-го года)

Культура и религия

Язык фрименов так или иначе берет корни в арабском зыке. Множество фрименских слов происходят из йеменского и сирийского диалектов арабского языка. Помимо языка, фримены волей автора переняли арабскую культуры и отчасти религию.

Фримены живут полигамными семьями, после убийства или гибели фримена, другой член племени - ситча должен взять его супругу себе в жены, признав детей убитого своими, о чем должен прилюдно и громко сообщить. Или же отказать им в этом.

Так, например, сразив фримена Джемиса герой книги Пол Атрейдес, был волен принять Хару, его жену в свою семью, с двумя детьми, причем только один из них был биологическим сыном Джемиса. Данная традиция также имеет ближневосточные корни и применяется в исламе.

Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх.
Ан-Ниса (Женщины), 3-й аят из 176
Фримен Иллюстрация Джона Шенхерра
Фримен Иллюстрация Джона Шенхерра

Помимо несколько переосмысленных ближневосточных традиций, культура и обычаи фрименов берут вполне четкие заимствования из Ислама. Фримены ожидают спасителя, и не Машиаха, а Махди. А во главе племени-ситча находится Наиб. Духовная борьба зовется Джихадом. А паломничество зовётся Хаджом.

В то же время в книге присутствует «Оранжевая католическая библия», объединяющая в себе знания о множестве религий.

История

Помимо экологической темы, в романе активно представлены познания автора в историческом процессе. Империя Корино живет вовсе не по заветам галактической империи из Звёздных войн или Вархамера, а раннефеодальным обычаям, когда король, в данном случае император, не единоличный властитель, а первый среди равных. Хотя, полагается он здесь не столько на войско своих вассалов – правителей планет, а на личную королевскую, в данном случае императорскую армию – сардаукаров.

Для противоборства ему и во избежание полного захвата власти существует несколько контролирующих органов: совет знати Ландсраад, Космическая гильдия, обладающая монополией на межгалактические перевозки и тайная женская организация Бене Гессерит, занимающаяся селекцией с целью получения сверхчеловека - Квисац Хадерача.

Навигатор космической гильдии предстает пред императором. Иллюстрация Марка Симонетти
Навигатор космической гильдии предстает пред императором. Иллюстрация Марка Симонетти

Описанная политическая система делает отсылки на вполне реальную средневековую европейскую историю. Каждый граф, герцог или барон управляют своей планетой, этаким феодом, который можно передать по наследству своей семье. Однако Император вправе отнять планету или наделить новой, тогда придется подчиняться или бежать, став изгоем. Поэтому, в мире Дюны речь идет не об неотчуждаемых аллодах, а средневековых феодах.

По сюжету герцог Лето Атрейдес получает в пользование планету Арракис, которая раньше принадлежала другой семье – Харконенам. Права отказаться, у него нет. Зато, после его смерти, Арракис должен перейти его наследнику Полу. Как переходит должность планетарного эколога от Пардота Кайнса к его сыну Лайету.

Если кто из графов или баронов или других держателей, держащих от нас непосредственно (in capite) за военную повинность, умрет, и в момент его кончины наследник его будет совершеннолетен и обязан будет платить рельеф, то он (наследник) должен получить свое наследство после уплаты старинного рельефа
Великая Хартия Вольностей

Генетика

Поднимаются автором также и тема генетики и улучшения внутренних ресурсов человека, через попытку вывести сверх человека путем селекции и введения ментатов – людей с небывалыми аналитическими способностями;

Искусственный интеллект

Косвенно поднимается тема искусственного интеллекта и ужасной цены перекладывания обязанностей человека на машину. Так как в результате батлерианского джихада, мирам и вовсе было запрещено создавать машины, с разумом, подобным человеку.

В общем и целом, тем, поднимаемых Фрэнком Гербертом превеликое множество, начиная от истощаемости ресурсов, заканчивая зависимостью.

Добытчик спайса (пряности) Краулер (Харвествер). Иллюстрация Рона Миллер
Добытчик спайса (пряности) Краулер (Харвествер). Иллюстрация Рона Миллер

Как создавался роман "Дюна"