Найти тему

Феномен Человека (Ч.13. Что же такое Человеческое Я и как происходит формирование Личности Человека?)

«Подобно тому, как всё доброе и прекрасное в любые времена выходило из сердца человека, так и причины его недугов коренятся главным образом в нем самом». А.Мень
«Подобно тому, как всё доброе и прекрасное в любые времена выходило из сердца человека, так и причины его недугов коренятся главным образом в нем самом». А.Мень

Что же тогда такое это Человеческое Я, часть сверхрассудочной структуры живого организма, живущей по своим особым законам, или временная форма, исчезающая вместе с телом?

Имеются разные, как научные, так и философские, в том числе религиозные, построения, пытающиеся найти корни этого глубинного, загадочного «нечто», создающего основы личностного миропонимания и мироощущения.

Здесь, находясь в рамках своих концепций, я предлагаю обратить, прежде всего, внимание на фрейдовские гипотезы.

Ещё раз напомню, что согласно фрейдовской трехкомпонентной структуре личности человека, компонента Я (эго), как самостоятельная психическая инстанция, следуя принципу реальности, вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к различным средам. Именно в этой компоненте возникает личностное самоопределение человека, когда он начинает осознавать себя как самостоятельный индивидуум. Такая самостоятельность в своем самоопределении появляется в результате действия в компоненте Я механизма сравнительного анализа между воздействиями внешней среды, внутренними стимулами и различными видами «двигательных» реакций самого организма.

Отметим, что Фрейд, под внутренними стимулами, понимал весь набор, генетически обусловленных, первичных влечений никак не связанных с реальным состоянием внешней среды и обозначал как некоторую отдельную психическую компоненту ОНО (ид).

Но такая трехкомпонентная модель, как показано ранее, не позволяет провести полноценный анализ того набора человеческих поступков, который помог бы охарактеризовать всю противоречивость его личности. В связи с этим мною предложено расширить компонентную модель структуры человеческой личности, которую я представил в виде восьми компонент: -

Био-Я, Социо-Я, гендерное-Я, Я, Цензор, ОНО, Супер-эго, Я – идеал.

В результате на компоненту Я действуют, кроме внутренних стимулов, генерируемых компонентой Супер-эго, дополнительные факторы, идущие от компонент Био-Я, Социо-Я, гендерное-Я, Цензор, Я – идеал.

Отмечу, что эти компоненты, описаны ранее как распределенные структуры, которым нельзя назначить конкретное местоположение в психическом аппарате человека. Они определяются исключительно определенным набором связностей между элементами психического аппарата или, другими словами, топологией, возникшей в человеческом организме. Эти топологии сталкиваются в компоненте Цензор и приобретают форму своеобразных указателей в дальнейшей сознательной деятельности человека. Следует отметить, что такая «тормозящая» активность Цензора не является заранее приданной биогенетической формой, а подвергается постоянной корректировке в соответствии с индивидуальным развитием организма.

Такая предлагаемая гипотетическая структура психического аппарата человека не является какой-то необычной для дискурсивных форм мышления. Подобная форма взаимодействий различных компонент личности человека предполагается и в различных учениях, в частности йогов, или в мистических доктринах. В них, говоря словами протоирея А. Меня, указывается, что между глубинным Я и физической природой человека существует несколько промежуточных уровней, которые отражают различные степени материализации и таким образом заполняют пропасть между духом и телом.

Но всё-таки, какими бы, ни были представления о структуре человеческой личности её нельзя рассматривать в виде застывшей не подлежащей какой-либо корректировке конструкции. На основании такого представления сразу же на первое место встает вопрос о способах такой корректировке. В этом плане, следует особо отметить особенности функциональной активности такой компоненты психического аппарата человека как Цензор, в которой качество регуляторных функций неразрывно связано с их первичной настройкой.

В качестве подтверждения такого вывода могут служить многочисленные примеры анализа умственных способностей детей, которые были вскормлены животными. Ещё раз заостряю на этом внимание. Как выяснилось, у них отсутствовали способности к установлению причинно-следственных смысловых связей. Говоря образно «зерно» разума так и осталось не раскрытым. Тогда можно придти к следующей последовательности выводов.

Во-первых, внешняя воспитательная среда формирует определенный тип связностей в компоненте Социо-Я.

Во-вторых, данный тип связностей начинает так влиять на компоненту Цензор, в которой формируются и настраиваются первичные регуляторные функции.

В-третьих, влияние этих регуляторных функций на компоненту Я, дает толчок не только первоначальному развитию умственных способностей ребенка и их отражению через речевой аппарат, но и определяет какие другие компоненты, приобретут доминантное значение в поведении ребенка.

Может показаться, что такими выводами я подтверждаю правильность марксистского учения о влиянии социальных условий на формировании личности. Но это только отчасти верно. Действительно, согласно моим умозаключениям, первоначальное воспитание ребенка в семье, как базовой основы социума, развивает и влияет на его личностную компоненту Я, через компоненту Социо-Я, что играет важнейшую роль на дальнейшее формирование его личности. Однако, это первоначальное воспитание, в разных социумах, создает огромную вариативность в личностных установках индивидуумов, которые впоследствии становятся важным фактором в социальной организации общества.

Поэтому говорить о том, что исключительно социальные отношения, их характер и строй, определяют, в конечном счете, психическую жизнь личности, в том числе и мотивы её поведения, непозволительная ошибка.

Аналогичную ошибку допускал и Фрейд, когда всю ценностную ориентацию личности связывал только с индивидуальной и установившейся формой строения психического аппарата человека. Игнорируя наличие постоянной корректировке личностного сознания, в зависимости от факторов внешнего мира, различные отклонения в психики человека он связывал с разного рода неврозами и необузданными инстинктами древних предков. При этом возникновение иррациональных переживаний он целиком связывал с компонентой сверх– Я, которая, по его мнению, и является источником моральных и религиозных чувств. Саму же эту компоненту он считал продуктом, созданным под влиянием других людей, который, фактически, способствует возникновению различных невротических реакций. И, для того чтобы избежать дальнейших патологических изменений, предлагал изолировать эту компоненту методами психоанализа.

В конечном итоге, Фрейд стал считать её только отражением «самых мощных движений Оно и самых важных судеб его либидо». Как результат, его модельное представление личности потеряло свою конструктивную стройность, стало аморфным, что наложило свой отпечаток на дальнейшую психологическую практику.

Но следует отметить, что такой методологический подход Фрейда к пониманию душевной жизни человека в чем-то смыкается с взглядами экзистенциалистов атеистического толка и последователей марксистского учения. И те и другие говорят, что все моральные и духовные ценности человека создаются только на основе определенного способа социальной организации.

Я не буду отрицать, что социальная организация общества играет важную роль в формировании личности человека, однако без учета первоначального воспитания ребенка, она становиться идеализированной и утопической формой отображения духовной жизни личности и фактически дает искаженный взгляд на ход человеческой истории.

Собственно это отражает и вся история развития человечества, как последовательность взлетов и упадков, развития и регрессии. Мировые летописи показывают наличие большого количества таких периодов в истории человечества, когда культура и нравственность приходили к своему жалкому вырождению. Кривая роста настолько причудлива, что никак не укладывается в теории однолинейного восходящего роста, секулярного развития и технического прогресса. В разные исторические периоды проявлялись такие искажения душевной жизни человека, что возникали сомнения в его изначальном происхождении как исключительно доброго и гармоничного существа.

Говоря словами протоирея А. Меня: -

«Подобно тому, как всё доброе и прекрасное в любые времена выходило из сердца человека, так и причины его недугов коренятся главным образом в нем самом».

Здесь выскажу своё мнение, которое считаю невозможно опровергнуть, такие периоды антисоциальной жизни человека непосредственно связаны с характером воспитательных мер, применяемых к подрастающему поколению, и насаждающим вполне определенные сознательные и нравственные императивы.

(Продолжение следует)