У коллеги прочитал пост про фильм "Ад" Жана Анри Клузо. Пост был в духе - мол, вот что бывает, когда автор не может справиться с собственным перфекционизмом.
На мой взгляд, история этого фильма про другое.
Клузо - это такой крутой дядька, который делал очень крутое, очень "киношное" кино - "Плата за страх", "Ворон", "Набережная Орфевр".
В 1963 году он написал сценарий про то, как один чувак ревновал-ревновал свою жену, а потом сошел с ума.
Сначала предполагалось, что это будет не очень дорогой фильм (60 съемочных дней). А потом приехали продюсеры-американцы, прочитали сценарий, посмотрели пробы и сказали "Бюджет не ограничен".
Начинаются съемки. Режиссер фонтанирует идеями. Он придумывает крутые визуальные решения, гоняет актеров, чтобы ввести их в нужное состояние, красит им губы синим, чтобы инвертировать цвет при проявке пленки.
Идей все больше и больше.
Режиссер перестает спать. А когда не спит режиссер - не должен спать никто. Он донимает персонал своими идеями. Не дает никому выходных. Но каждое новое действие приводит не к новому результату, а к новым идеям. С каждым сделанным действием, работы становится не меньше, а больше.
Группа разрастается. Вернее, это уже три группы с тремя операторами. И большую часть времени все эти группы простаивают или заняты не тем.
Вишенка на торте - озеро, на котором идут съемки, рукотворное и остаются считанные недели, после чего оно исчезнет.
В группе начинаются конфликты. Все участники процесса все меньше понимают, что происходит.
В какой-то момент исполнитель главной роли Серж Реджани уходит, плюнув на контракт.
Клузо готов переснять весь фильм с другим актером, он вызывает Жана Луи Трентиньяна, разговаривает с ним несколько часов, после чего Трентиньян сбегает.
Клузо приказывает продолжать съемки, хотя очевидно, что это уже бессмысленно.
Он снимает сцену в катере, где Роми Шнайдер целуется с другой девушкой и вдруг падает на палубу катера. У него сердечный приступ.
Съемки остановлены.
Клузо снимет еще один шедевр - "Пленница" и умрет в 1977-м, 14 лет спустя.
В 1993 году Клод Шаброль снимет "Ад" по сценарию Клузо, с Марком Лавуаном и Эммануэль Беар. Фильм считается хорошим, я, выражусь аккуратно, не являюсь его поклонником.
Но неснятый шедевр бередил сердца, так же как "Дюна Ходоровски".
У вдовы Клузо остались 15 бобин пленки - часть отснятого материала.
В 2009 году Серж Бромберг смонтировал из этого фильм "Ад Жана Анри Клузо". По сути это документалка про то, как снимался этот фильм. Вполне почтенный жанр, все мы любим "Сердца тьмы" про "Апокалипсис сегодня" или "Бремя мечты" про съемки "Фицкаральдо". Но в случае с Копполой и Херцогом мы знаем результат. Здесь задача была посложнее - показать несостоявшийся шедевр.
На мой взгляд, это удалось.
Мы смотрим две истории - историю автора, который оказался погребен под собственным замыслом.
И историю человека, вползающего в безумие.
Мы видим потрясающие кадры из фильма. Несколько полностью снятых и смонтированных сцен (потрясающая сцена слежки!). Некоторые отсутствующие сцены заменены читкой сценария двумя актерами по ролям. Самое главное - передан темп истории, ее напряжение, а ближе к концу мы вдруг понимаем, что нам была рассказана одна история, а не две.
Воля ваша, как по мне, это история не о перфекционизме художника.
Это история про человека, который шел до конца. Который был последовательным в своей одержимости. И поражение которого было единственным возможным выходом. Которое он принял почти с облегчением.
Потому что иногда поражение - единственный возможный выход из ада.
Ваш
Молчанов
Наша мастерская - учебное заведение с 300-летней историей, начавшейся 12 лет назад.
С вами все в порядке! Удачи и вдохновения!