Продолжаем разбираться с историей Китая, сейчас - как возникали и развивались ранние китайские государства.
Предыдущая статья (о государстве Шан - Инь 1650 - 1300 гг. до н. э. - здесь).
Нужно дать уточнения насчет датировок указанных событий. В силу ряда причин, точные датировки событий китайской истории начинаются только с 841 г. до н. э. Предыдущие события допускают различные возможные датировки. В этом тексте указаны те даты, которые приняты в российской версии китайской истории.
Царь государства Шан У-и (правил в 1134 – 1100 до н. э.) вел активную внешнюю политику. Кроме всего прочего, в летописях периода У-и впервые встречается упоминание народа чжоу. Этот народ переселился из среднего течения реки Цзин в западную часть долины Средней Вэйхэ, западную часть владений Шан. Народом управлял клан Цзи. Первым правителем был Гу-Гун Дань-фу. Он умер около 1124 г. до н. э., передав власть сыну Цзи-Ли (1124 – 1095 гг.).
Обосновавшись на новом месте, чжоу вошли в повиновение Шан, взамен став пользоваться их поддержкой. При этом чжоу выполняли функцию обороны владений Шан с запада от кочевых племен, и их взаимопонимание облегчалось близки языком и бытовой культурой.
По указанию шанского правителя Тай-дина, чжоуский правитель Цзи Ли совершил ряд успешных походов, усилив свое личное влияние среди князей, подчиненных Шан. Это вызвало ревность Тай-дина, и он убил Цзи Ли. Власть была передана сыну Цзи Ли – Вэнь-вану. Судьба отца не сломила его, а наоборот, возможно, подтолкнула к намерению уничтожить Шан.
Сын Тай-дина Ди-и правил с 1096 по 1060 гг до н. э. В 1095 году, на второй год его правления, Вэнь-ван атаковал столицу Шан во исполнение планов мести. Нападение чжоу было отбито, но Ди-и решил простить Вэнь-вана. Возможно, напрасно.
Следующий правитель Шан, Ди-Синь (правил 1059 – 1027 гг.), столкнулся с противодействием знати усилению личной власти, и был вынужден пригласить в столицу трех инородческих князей, среди них Вэнь-вана, получившего титул Си-Бо – Повелитель Запада, то есть наместник западных владений Шан. Активно пользуясь новым статусом, а также результатами успешных военных походов, Вэнь-ван начал перетягивать на свою сторону шанскую знать.
В 1037 году до н. э. Вэнь-ван умирает, правителем становится его сын У-ван (1037 – 1025 гг.). Он продолжает политику отца по конфронтации с Шан, тем более, что Шан погружалась в пучину экономического и политического кризиса. Ускорялось бегство шанских чиновников к чжоу. В какой-то момент очередная группа шанских чиновников бежала к чжоу, при этом захватив с собой музыкальные инструменты, используемые при жертвоприношениях. Это было чрезвычайно серьезное происшествие, так как от правильного проведения церемоний жертвоприношений зависело благоволение богов к текущему правителю государства. Это событие послужило для У-вана сигналом, что Небу более не угодно продолжение правления Шан, и он передает свое благоволение Чжоу, после чего У-ван выступил в поход. В сражении при Муе армия Шан была разбита, чжоусцы вошли в столицу Шан. Далее, по одной версии, Ди-Синь покончил суицидом, по другой версии, Ди-Синь погиб в военном походе на восток, чем и воспользовался У-ван. В любом случае, в 1027 году до н. э. армия Шан была разбита, чжоусцы взяли столицу.
Надо уточнить, что существует 44 различных датировки сражения при Муе, в диапазоне от 1127 до 1018 года до н. э., основанные на упоминаемых близких астрономических событиях, и других дошедших до нас данных. В российской версии китайской истории наиболее обоснованным вариантом считается 1027 г. до н. э. С этого момента период доминирования Шан сменился периодом доминирования Чжоу, который обычно называется периодом Западного Чжоу (сменившийся затем периодом Восточного Чжоу, когда царство Чжоу пришло в упадок).
На престол Шан поставили марионеточного правителя У-гэна, за ним оставили присматривать двух братьев У-вана. Через два года У-гэн попытался поднять восстание, но потерпел неудачу, и был казнен. Государство Шан было ликвидировано, население Шан переселено в окрестности столицы Чжоу.
На следующий день после взятия столицы Шан чжоусцами была проведена сакральная церемония. У-ван, стоя на колеснице, в окружении свиты и сотни солдат, подъехал к алтарю божества Земли. Жрец зачитал обращение к богам: «Последний отпрыск дома Шан, Ди-синь, утратил ясность, присущую древним государям, поругал и оскорблял божества, не приносил жертв, тиранил народ. Это ясно и достоверно стало известно Верховному владыке на небесах». Затем У-ван произнес: «Во исполнение изменившейся воли Неба мы устранили Шан, и выполнили твое мудрое повеление». Затем У-ван отправил на дембель армию Шан, раздал дворцовые богатства и зерно населению, выпустил из тюрем жертв политических репрессий режима Шан, и перевез в столицу Чжоу девять треножников, символы власти Шан, что было важным психологическим шагом.
После этого У-ван занялся установлением контроля над владениями Шан. Владений насчитывалось 53, разных территориальных размеров. В 22 из них У-ван поставил своих родственников, в остальных – лояльных представителей местной знати. Часть владений была оставлена представителям бывшего правящего рода Шан. Большое количество родственников, среди региональных правителей, обеспечивало на первом этапе большую взаимосвязанность регионов с центральной властью, и гарантировало большую устойчивость государства Чжоу, по сравнению с предыдущим государством Шан. Хотя у стратегии контроля регионов через родственников тоже оказался не бесконечный запас прочности.
После смерти У-вана регентом при малолетнем Чэн-ване стал Чжоу-гун (правил с 1024 по 1018 гг. до н.э.). Чжоу-гуну пришлось подавлять мятежи региональных правителей. Также Чжоу-гун стал автором концепции небесного мандата на правление, который может быть утрачен при невыполнении государем правил добродетели.
В 1018 году Чжоу-гун передал власть Чэн-вану. При этом, видимо, произошел конфликт, потому что Чжоу-гун бежал в царство Чу, но потом получил прощение, и вернулся.
С 1004 по 995 год до н. э. правил Кан-ван. Затем Чжао-ван с 994 по 966 гг. до н. э. В 966 Чжао-ван отправился в поход на юг против царства Чу, никогда не бывшего ранее владением Шан или Чжоу, но его армия была разбита, а сам Чжоу-ван убит.
После этого, начала усиливаться борьба региональных элит против центральной власти, но пока еще власть была крепка. На престол ступил сын Чжоу-вана, Му-ван (995 – 927 гг. до н. э.), при котором Чжоу достигло своего расцвета. В хрониках упоминается о съездах региональных правителей ко двору, регулярном строительстве дворцов. Также Му-ван внешними походами сумел усмирить кочевников на западных и северных рубежах. Кочевники исправно платили дань, и советники не рекомендовали нападать на них, но Му-вана не интересовала дань как таковая, он стремился получить политический контроль над фронтиром. В итоге Му-ван расширил свои владения на запад, северо-запад, и юг.
Му-вану наследовал его сын Гун-ван (в 927 – 908 гг.). В государстве сохранялась политическая стабильность, расширялись владения в северном направлении. Но при его сыне И-ване проявились первые признаки политического кризиса государства Чжоу.
Продолжение следует.
Другие статьи по истории Китая и похожим темам:
Об уголовном кодексе китайской империи Тан,
От Цинь и Хань до Мин и Цин: как разобраться в китайских династиях?
История Китая (3): древнейшие китайские государства,
История Китая (4): кто населял страну в эпоху неолита,
История Китая (5): Раннее Шан (1650 - 1300 гг. до н. э.),
История Китая (6). Государство Шан-Инь (1300 - 1024 гг. до н. э.),
Как рождаются и погибают государства? Теория эгоистичных элит
На этом спасибо за внимание!