Глава 20. Сам по себе
(Продолжение. Начало здесь )
Этот яркий и солнечный день выдался для всех дворников Города, и для Яшки в особенности, необыкновенно хлопотным.
Во-первых, пришлось проснуться в несусветную рань, чтобы проводить в дорогу Пафнутия Пантелеймоныча. Старший дворник, понятное дело, об этом не просил, но не оставаться же под одеялом, когда дядюшка собирается в путь? Пришлось бы подниматься хотя бы для того, чтобы запереть за ним дверь, но такое поведение показалось мальчику невежливым, поэтому он встал одновременно с Пафнутием Пантелеймонычем, умылся, оделся и даже приготовил завтрак. За столом в крохотной кухоньке они сидели вместе, правда, трапеза эта была не похожа на все предыдущие. Чаще всего они, как и сейчас, жевали еду в полном молчании, нередко уткнувшись каждый в свое: дядюшка — в газету, Яшка — в книжку. Но сегодня тишина была зловещей, ничего доброго не предвещавшей, никаких газет не было видно, а старший дворник угрюмо таращился в противоположную стену. Глядя на это дело, мальчик тоже не решился открыть Предания, и был, сказать по правде, очень рад, когда завтрак закончился.
Сборы дядюшки оказались недолгими. Вещей он брал с собой немного и все почти успел уложить накануне, пока Яшка задремывал под звуки барабанивших по стеклу капель. Так что, проглотив последний кусок бутерброда, Пафнутий подхватил узелок и направился к выходу.
- Никанора слушай, - бубнил он по пути, - да помогай старику, чем сможешь. Опыта у него не отнять, но силы не те… Все, чему тебя научил, помни. Инвентарь береги. На месте будь всегда вовремя. Не откроешь чулан — и такое начнется! Всем график собьешь. Так что прогулки свои сократи…
На этом месте своей тирады старший дворник внимательно зыркнул на помощника. Яшке почудилось, что грозный дядюшка знает всю его подноготную, включая ужас перед призраками кладбища и пристрастие к лекциям маленького профессора. Мальчик с трудом сглотнул и кивнул, мысленно возрадовавшись, что не к нему спешит сейчас Пафнутий Пантелеймоныч, не его будет учить уму-разуму.
Уже на пороге взгляд дворника вдруг потеплел.
- Ничего, справишься, - коротко бросил он и скрылся за дверью.
Уснуть после этого Яшке так и не удалось. Он попытался было почитать, но их с дядей скромное жилище показалось ему вдруг огромным и пустым. Никогда прежде мальчик не оставался совсем один. Его охватили грусть и тревога, и все время до утреннего сбора дворников он провел, сидя на лавке и глядя в окно.
На улице, впрочем, ему полегчало. Солнышко осторожно касалось его щек, птицы, притихшие на время ливней, звонко пели где-то над головой, лужи хрустели льдом и сверкали на солнце. Дед Никанор, заведовавший работниками сегодня, был деловит, но весел, и мало-помалу в сердце мальчика поселилась уверенность, что все будет хорошо. В конце концов, мести да грабли выдавать он умеет, читать по вечерам — тем более, а больше от него пока ничего и не требуется.
А уж когда он добрался до сквера Читающей, откуда начиналась сегодня его работа, стало вовсе не до печальных мыслей. После долгой слякоти и дождей уборки было много. Он только и успевал сгребать листья и заталкивать их в мешки. Помимо его привычных дел, пришлось еще выполнять указания Городских садовников — растения сквера следовало укрыть перед наступлением холодов. Домой Яшка возвращался намного позже обычного и ног под собою не чуя от усталости. Одно было хорошо — сегодня все дворники работали дольше обычного и инвентарь придут сдавать только вечером, значит, есть немного времени на обед.
«А ведь еще Университет», - подумал Яшка, перекусывая все теми же бутербродами — готовить не было ни сил, ни времени. - «И еды на завтра купить… А дойду-ка я до улицы Семи Храмов, наберу бубликов! И сытно, и хлопот никаких...»
Мальчик, поколебавшись, подошел к сундуку. Во время вчерашних сборов старшего дворника он кое-что там заметил. Рыться в вещах дядюшки он бы, конечно, не рискнул, но, на его счастье, искомая вещь лежала сверху. Это был очень старый, потертый небольшой рюкзачок, который, скорее всего, принадлежал когда-то сыну Пафнутия.
Нехорошо, конечно, брать чужое без спроса. Но работать с бубликами в руках не получился, а занести их домой будет некогда. Яшка положил в рюкзак деньги и Предания.
- Сейчас запасусь провизией, - сказал он вслух сам себе, - и сразу к Университету. Если повезет, послушаю чего-нибудь, пока жду деда Никанора. А будет скукота — так хоть почитаю…
Он сунул под мышку веник и зашагал по солнечной улице.
© Анна Липовенко
#чердачок со сказками
Продолжение следует.
Другие сказки:
Отпуск Кощея ( начало сказки )
День Рождения Лешего (цикл "Тридесятый лес. Короткие сказки")
Шапка, дрожжи и жизненный опыт (цикл "Сказками сыт не будешь")
Большая и маленькая (часть первая) (цикл "Тридесятый лес. Короткие сказки")