Главной проблемой восточного полигона считается Cеверомуйский хребет, на преодоление которого были потрачены средства сравнимые со всей стройкой БАМа, однако недавние открытие ученых ставит под вопрос ближайшее решение этой проблемы. Текущие планы РЖД включают строительство второго тоннеля параллельно уже имеющемуся, чтобы расшить основное узкое место БАМа, однако как выяснилось в том месте проходит активный тектонический разлом, и более разумно строить дорогу поверх хребта, что отодвигает сроки завершения модернизации БАМа и не смотря на все расходы многократно уменьшит его пропускную способность.
Решение проблемы может быть строительство обхода. Еще с советских времен планировалось построить железную дорогу до города Ленск, откуда грузы далее могли доставляться автотранспортом по Якутии.
Но время вносит свои коррективы, сейчас автомобильные дороги развиваются гораздо интенсивнее железных. И гораздо быстрей появится круглогодичная федеральная трасса Вилюй, причем в Якутии настаивают на дороге до Ленска.
Вследствие чего прежние планы РЖД утрачивают смысл, но остается задача строительства железной дороги в интересах освоения природных месторождений, который можно совместить с обходом проблемного участка БАМа.
Новый маршрут позволит получить доступ к крупнейшему в мире непскому месторождению калийных солей, нефтегазовым месторождениям, в том числе для задачи вывоза газового конденсата, и золоторудным залежам сравнимым с запасами госрезерва, к БАМу трасса примыкает в Забайкальском крае, в районе ГОКов дорога к которым уже строится. Основной объектами на дороге будет мост через Лену в районе поселка Ярославский, он в отличии от более северных территорий не относится к районам вечной мерзлоты, поэтому и мост может быть возведен аналогичный Усть-Кутскому, который не был сверхзатратным, что выгодно отличает от проектов на гористых участках БАМа, где экстремально сложные условия и вечная мерзлота аналогична значительно более северным районам.
Автомобильная дорога может пройти южнее и в качестве переправ использовать противопаводковые дамбы, а в случае заходов в населенные пункты платные переправы через реки. Проблема тех районов в малой заселенности и паводках, из-за которых даже простейшие мосты оказываются очень капиталоемкие, платные дороги помогут привлечению средств, и позволят применять наиболее подходящие технологии, например те что использовали при строительстве канонерский тоннеля в СПб. В общем это позволит решить проблему восточного полигона, а переправу через Лену и преодоление Северомуйского хребта сделать более основательно и с опорой на местные кадры.