«Детей из детдома не хотят брать» - одно из моих заблуждений, которое недавно рассеялось. Когда писала статью "Как мы закрыли детский дом", заинтересовалась темой. Пообщалась с приятельницей, которая стоит 93-й в очереди на усыновление. В нашем городе население около 230 000 человек. По-моему, высокий показатель заинтересованности в детях.
История Ольги классическая. Проблемы со здоровьем, многолетнее лечение, неудачное ЭКО. Потому решение взять малыша из детского дома можно считать вполне логичным.
Путь начинается с отдела опеки. Сначала проходишь психологическое тестирование. Потом выдают перечень документов, которые нужны, чтобы встать на очередь.
- Перечень достаточно большой. Оба родителя собирают по отдельности. Нужны справки о прописке, месте работы, заработной плате, медкомиссия (инфекционист, психиатр, нарколог, анализы крови). И еще автобиография.
С одной стороны – все логично. С другой – проблема в том, что все документы должны быть «свежими» и у них разный срок действия. Например, медкомиссия действительна полгода. Справка о зарплате – месяц. Она и оказалась просроченной у мужа. А он у меня отлучается в длительные командировки. Потому с первого раза встать на учет не получилось. Пришлось собирать пакет документов заново.
Еще одно условие – оба супруга должны пройти подготовительные курсы у психолога на базе детского дома. Три месяца два раза в неделю по 2,5 – 3 часа. По окончании сдаешь зачет в письменном виде. Информации много и надо серьезно готовиться. Нам еще повезло. С 2020 года будущим родителям придется сдавать устный экзамен перед комиссией из представителей опеки, психологами и начальником детского дома.
- А что именно было на курсах и что тебя удивило?
- Меня удивило, что групп несколько и народу много. Пока я не сталкивалась с этим, даже не задумывалась, сколько желающих. С нами в группе было еще человек десять. Среди них пожилая пара лет 60-ти. У них взрослые дети, самостоятельные, и хочется подарить свою заботу и любовь еще одному малышу.
Правда, немало желающих не выдерживают и отсеиваются. Психологи рассказывают очень много случаев из жизни, стараются предупредить о тех сложностях, что ждут будущих родителей. В результате, некоторые понимают, что не готовы.
- А какие истории так пугают людей?
- Их очень много. В основном, все сводится к тому, что ребенок – продукт той среды, в которой воспитывался. И с этим придется мириться. Меня поразила история мальчика из неблагополучной семьи. Когда ему было 1,5 года родителей лишили прав, а его усыновили. Так вот этот ребенок в своем возрасте поест сам и вымоет за собой тарелку. Иначе в родной семье его наказывали или заставляли есть отходы.
Еще одного мальчика усыновили в возрасте 4х лет. Первое время он буквально жил под столом на кухне. Оборудовал себе там шалаш и даже не выходил оттуда. Первые два дня с ним ночевала мама, потом и муж туда «перебрался». К счастью, мальчик адаптировался.
Поэтому мы и решили взять грудничка. Чтобы негативный опыт у него был минимален.
- А что тебе дали курсы подготовки по факту?
- Я бы советовала их проходить вообще всем будущим родителям. Я по образованию педагог, но здесь узнала много полезной информации, которую нам не давали даже в институте на психологии.
Есть много нюансов, о которых даже опытные «мамочки» не расскажут, так как сами не в курсе. В интернете сейчас много информации, в том числе противоречивой. А здесь – практические советы от психолога. Например, о том, как приучить ребенка к самостоятельности. Какие фразы ему правильно говорить в определенных ситуациях.
Мне, кстати, пригодилась информация и как педагогу.
- И вы сдали зачет, собрали документы, что дальше?
- Ждем. Мы встали на учет в апреле 2021 г. Очередь на усыновление детей от 0 до 6 лет одна. Мы 93-е в ней. Сказали, что ждать полтора года минимум, а то и два с половиной. Однако я рада, что мы встали на учет, основной объем подготовки уже пройден.
Я искренне желаю героине и ее мужу быстрее достичь заветной цели. Чтобы еще один лишившийся родных по каким-либо причинам ребенок обрел дом и любящую семью.
Правда, шанс быть усыновленным есть далеко не у каждого. Почему? И какие трудности бывают у тех людей, которые дождались своей очереди? Об этом читайте в следующей статье 20 июля.